22 сентября 1997 года была утверждена Президентом Республики Казахстан Государственная программа информатизации системы среднего образования

 

 

 

ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Утверждено распоряжением Президента Республики Казахстан от 22 сентября 1997 г. № 3645

ВВЕДЕНИЕ

Новые общественно-политические и социально-экономические условия в Казахстане создали принци­пиально новую ситуацию в сфере образования. Требуются коренные преобразования в системе среднего образования, отвечающие требованиям демократического государства и рыночной экономики.

Республика Казахстан, как и развитые страны мира, реально должна встать на путь информатиза­ции системы среднего образования – создание единого информационно-образовательного пространства, основанного на единой информационно-образовательной сети.

1.           ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Программа информатизации системы среднего образования разработана на основе Государствен­ной Концепции развития системы среднего обра­зования и направлена на решение следующих ос­новных проблем:

             разработка и реализация общегосударственной стратегии развития образования, адекватной потребностям общества;

             интеграция отечественной образовательной си­стемы в единое мировое информационно-образователь­ное пространство;

             определение и осуществление комплекса практи­ческих мер, направленных на информатизацию систе­мы среднего образования.

В обозримом будущем место Республики Казах­стан в мировом процессе будет определяться реши­мостью ее правительства и народа поставить перед собой стратегическую цель по преобразованию Ка­захстана в государство с преимущественным разви­тием нематериальных, интеллектуальных и наукоем­ких материальных производств.

Реализация такого утверждения должна быть осуществлена путем внесения изменений в инвес­тиционную политику, направления части инвес­тиций на информатизацию среднего образования, которая рассматривается как необходимое условие и важнейший этап информатизации Казахстана в целом.

Целью информатизации системы среднего обра­зования является создание единого информацион­но-образовательного пространства Республики Ка­захстан.

Предлагаемая программа информатизации сис­темы среднего образования ставит перед собой сле­дующие задачи:

Обеспечение  школьных  учреждений  сред­ствами вычислительной и ¨¨организационной техни­ки, которые бы позволили использовать новые ин­формационные  технологии как для обучения, так и для управления учебным процессом.

      Развитие инфраструктуры, обеспечивающей до­ступность образовательной информации всем школь­ным учреждениям.

      Разработка действенной нормативно-право­вой базы.

      Создание системы телекоммуникационной сети.

      Подготовка и переподготовка кадров для сис­темы среднего образования в области использования и внедрения новых информационных технологий.

Выполнение данных задач в республике сопря­жено с рядом объективных трудностей, связанных со своеобразием системы среднего образования Рес­публики Казахстан, которое заключается в том, что по республике более 40% школ, а в сельской мест­ности - 55% школ, относятся к малокомплектным (приложения 1, 2).

2. ЭТАПЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа информатизации системы среднего образования Республики Казахстан рассчитана на 1997-2002 годы, проходит в пять этапов, в объеме капитальных вложений на сумму 154 млн. у.е. (при­ложение 3).

На первом этапе (1997/98 учебный год) оснаща­ются базовые средние школы в городах и районных центрах. Разворачиваются работы по созданию ин­формационной системы управления образованием, разработке компьютерных учебных программ, укреп­лению и расширению региональных центров новых технологий в образовании.

На втором этапе (1998/99 учебный год) начина­ется компьютеризация средних школ.

На третьем этапе (1999/2000 учебный год) закан­чивается компьютеризация всех средних школ.

На четвертом этапе (2000/01 учебный год) про­водится компьютеризация всех основных школ.

На пятом этапе (2001/02 учебный год) подлежат компьютеризации остальные виды школ, в основ­ном – начальные. Завершается создание информа­ционной системы управления образованием.

По мере реализации этапов программы школы, оснащенные техникой, должны быть подключены к 1пtеrnеt, что обеспечит вхождение в информацион­ное пространство путем обеспечения доступа в ре­альном времени к мировым информационным сер­верам (базам данных и знаний).

Для решения вопросов оснащения системы школьного образования средствами вычислительной техники предлагается использовать один из систе­мотехнических методов, основанный на модульном подходе, с целью учета многообразия типов школ и большого количества малокомплектных школ (при­ложение 4).

Все школы будут оснащены соответствующими модулями, каждый из которых наиболее адекватно покрывает потребности структуры школы по уров­ням и типам с целью приближения к перспективной модели (приложение 5).

В соответствии с модульным подходом для ос­нащения средних школ предлагаются классы учебно-вычислительной техники (КУВТ) 5 типов модулей (М-1, М-2, М-3, М-4-С, М-4-Г) (приложение 6).

Модуль М-1   предназначен для оснащения на­чальной школы, а также для информатизации учеб­ною процесса но предмету;

Модуль М-2   предназначен для оснащения ос­новной школы;

Модуль М-3   предназначен для оснащения средней школы;

Модуль М-4-С предназначен для информатиза­ции управления учебным процессом, для завуча сельской школы;

Модуль М-4-Г предназначен для информатиза­ции управления учебным процессом, для завуча городской школы.

Для установки КУВТ в каждой школе необходи­мо решить следующие задачи:

доставка оборудования до места назначения;

пуск, монтаж и наладка оборудования, включая установку решеток и охранной сигнализации;

создание локально-вычислительной сети класса;

установка компьютерных учебных программ, раз­работанных в соответствии с учебными стандартами содержания образования, как по информатике, так и по другим предметам;

проведение ремонтно-строительных работ поме­щения с учетом санитарно-гигиенических норм;

подготовка и переподготовка учителей инфор­матики.

Финансирование программы информатизации си­стемы среднего образования производится из средств государственного бюджета, в том числе за счет зай­ма Азиатского банка развития.

Сметы расходов на компьютерное обеспечение, пути реализации плана финансирования програм­мы информатизации системы среднего образования, а также структура финансирования Государственной программы информатизации системы среднего об­разования отражены в приложении 7.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая Программа рассчитана на пять учеб­ных лет, начиная с 1997/98 учебного года по 2001/02 учебный год. На основе Государственной программы Президента Республики Казахстан по информатизации системы среднего образования должны быть разрабо­таны региональные программы.

Первоочередными действиями государства по информатизации системы среднего образования должны быть:

1. Создание в Республике Казахстан собственной индустрии по сборке, наладке, ремонту и обслуживанию средств вычислительной техники, обеспечение ее собственными программными средствами на государственном и других языках.

2. Создание развитой, гибкой инфраструктуры, организационно-методической и технической поддержки Государственной программы Президента Республики Казахстан (приложение 8).

3. Переход на более раннее обучение учащихся школ Казахстана по овладению информационной культурой и основам компьютерной грамотности.

4. Создание сети образовательных серверов с базами данных на ¨государственном и других языках.

 

СОКРАЩЕНИЯ:

МОиК   Министерство образования и культуры

РЦ НТО Республиканский научно-методический центр новых технологий в образовании

РгЦНТО Региональный центр новых технологий в образовании

ЛСПО        Лицензионное системное и прикладное программное обеспечение

ЛППО    Лицензионное прикладное программное            обеспечение

РИПКРО Республиканский институт повышения        квалификации работников образования

ОблИУУ Областной институт усовершенствования учителей

КУВТ  Класс учебно-вычислительной техники

АБР     Азиатский банк развития

АОС    Автоматизированная обучающая система

ППО    Прикладное программное обеспечение

СВТ     Средства вычислительной техники

ПСШ   Полнокомплектная средняя школа

МСШ   Малокомплектная средняя школа

СПСШ Сельская полнокомплектная средняя школа

ГПСШ Городская полнокомплектная средняя школа

СМСШ Сельская малокомплектная средняя школа

ГМСШ Городская малокомплектная средняя школа СПОШ Сельская полнокомплектная основная школа ГПОШ Городская полнокомплектная основная школа СМОШ Сельская малокомплектная основная школа ГМОШ Городская малокомплектная основная школа СПНШ Сельская полнокомплектная начальная школа ГПНШ Городская полнокомплектная начальная школа СМНШ Сельская малокомплектная начальная школа ГМНШ Городская малокомплектная начальная школа

ВДШ     Ведомственная школа

РУ          Республиканское учреждение

По мере реализации задач, указанных в программе «Информатизации системы среднего образования» возникла необходимость разработки и внедрения информационной системы управления средним образованием (ИСУО), которая является одним из пунктов развернутого плана мероприятий по реализации Государственной программы информатизации системы среднего образования, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан № 291 от 07.04.98 г.

Внедрение информационной системы управления образованием (ИСУО)  обеспечат Министерство, областные и районные учреждения образования.  Отсутствие своевременной и точной информации о результатах работы такой большой системы снижает трудоемкость решения комплекса организационных и управленческих задач администрации учебных учреждений при помощи персонального компьютера.

 



 

¨ Отдел ИУО

¨ Отдел ИУО