Отчет Центра технического и профессионального образования (ЮНЕВОК) в Казахстане

Миссия Центра – предоставление казахстанским и международным организациям объективной целевой информации, консультационных и экспертных услуг, а также выполнение проектных исследований по вопросам реформирования профессионального обучения и развития рынка труда в Казахстане. ННЦ собирает и обобщает информацию из отечественных и зарубежных источников, адаптирует её к условиям и приоритетам страны, организует обучение и тренинг по современным технологиям образования, проведение информационных сессий, подготовку научных докладов и др.

Стратегическая цель завершенных и продолжающихся проектов ЮНЕВОК Центра – способствовать адаптации системы начального и среднего профессионального образования Казахстана к условиям рыночных отношений на основе разработки и распространения научно-методических, информационных и практических материалов с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта. В соответствии с основными целями ЮНЕВОК деятельность Центра можно условно разделить на три направления.
  1. Содействие системному развитию профессионального образования в Казахстане через распространение международного опыта в данной сфере.
  2. Содействие совершенствованию системы профессионального образования на основе проведения исследований по актуальным проблемам ее развития.
  3. Расширение доступа к информации членов партнерской сети ЮНЕВОК - ННЦ на основе подготовки аналитических, сравнительных обзоров состояния и развития ПОО, а также создания веб-сайта.

В период с 1998 по 2003 годы по первому направлению была проведена следующая работа:
  • Международная конференция «Реформирование системы управления и финансирования профессионального образования в Республике Казахстан: мировые тенденции и казахстанские возможности», Алматы, 1999;
  • Проект ЕФО «Предпринимательство в образовании и обучении», Алматы, 1999 – 2000;
  • Проект ЮНЕСКО «Мобильная тренинговая группа» в Казахстане, 2001;
  • Проект ЕФО «Образование на протяжении всей жизни (LLL)» в Казахстане, 2002;
  • «Подходы к разработке стандартов профессионального образования», Алматы, 2000; Проектное исследование «Подходы к разработке стандартов профессионального образования» проводилось в конце 1999 – начале 2000 гг. и имело целью приближение методологии разработки образовательных стандартов к требованиям рыночной экономики с учетом существующего международного опыта.

В странах Европы одним из ключевых принципов формирования стандартов является ориентация системы ПОО на потребности производства и рынка труда, а также личностные и профессиональные запросы. Здесь накоплен значительный опыт сотрудничества государства и социальных партнеров в определении содержания профессионального образования, мониторинга потребностей рынка труда в качестве рабочей силы.
Проект выполнен в тесном сотрудничестве с работодателями, по материалам опроса которых выявлены современные требования к уровню подготовки выпускников, включающие не только технические, но и социально значимые навыки будущих рабочих и специалистов. Разработанные профессионально-квалификационные характеристики явились основой рекомендаций для внесения изменений в содержание и технологию обучения. «Разработка стандартов профессионального образования» является логическим продолжением исследования, проведенного в рамках «Анализа рынка труда» в Казахстане, а также имеет прямую связь с содержанием проекта «Разработка модульной программы», информация о котором дана ниже.
Главный результат проекта - создание опыта разработки стандартов в соответствии с требованиями рынка труда.

По второму направлению:
• Проект ЮНЕСКО «Образование для всех в Казахстане».
ЮНЕВОК Центр – ННЦ является также Ресурсным Центром ОДВ в Казахстане. В качестве такового Центр организует и проводит мероприятия по празднованию Всемирной Недели ОДВ. В 2003 году названная всемирная акция была проведена с 6 по 13 апреля. Особенностью является то, что основные мероприятия 2003 года были направлены на привлечение внимания людей к содержанию «Плана Действий ООН для Десятилетия грамотности в целях обеспечения образования для всех», который был принят в июле 2002 года, к необходимости осознания огромной значимости знаний и компетентности в условиях сегодняшней жизни, а также вопросам гендерного равенства в получении образования (в частности, создания благоприятных условий для обучения девочек). Ключевая идея документа ООН построена на признании грамотности в качестве главного фактора для приобретения каждым человеком жизненно важных умений, поскольку именно они дают возможность противостоять вызовам, с которыми люди сталкиваются в этом сложном, стремительно меняющемся, глобализованном мире. Центр совместно с Министерством образования и науки провел работу по подготовке Национального Плана Действий по ОДВ, участвует во всех мероприятиях, посвященных всемирному движению ОДВ. С 2002 года ЮНЕВОК Центр - ННЦ официально зарегистрирован как общественное объединение «Образование для всех в Казахстане». Все мероприятия Центра направлены на объединение усилий всех заинтересованных сторон в развитии образования и дает возможность рассматривать профессиональное образование как составную часть ОДВ.

Проект «Анализ рынка труда» в Казахстане» - 2000 г.
В современных условиях анализ рынка труда – это важный и эффективный инструмент совершенствования профессионального образования. Проблема безработицы, в том числе молодежной, требует качественного повышения уровня подготовки специалистов до уровня, соответствующего спросу на рынке труда. Это можно достичь путем кардинального улучшения процесса обучения, его модернизации на основе разработки новых и преобразования действующих учебных программ, определения социально значимых знаний и навыков, профессионально-квалификационных требований к специалистам со стороны работодателей.
Основная идея проекта была направлена на вовлечение учебных заведений ПОО в процесс анализа рынка труда, ознакомление преподавателей профессиональных учебных заведений с технологиями анализа и прогнозирования потребности работодателей в специалистах, с современными требованиями к выпускникам.
Конечная цель исследования заключалась в разработке предложений по совершенствованию учебных планов и программ подготовки специалистов в рамках профессий, пользующихся постоянным спросом на рынке труда. Параллельно решались задачи по укреплению партнерских связей учебных заведений и работодателей в вопросах обновления содержания и технологии обучения, их приближения к запросам предприятий. Важно было отработать методику анализа рынка труда для его дальнейшего и постоянного мониторинга, для включения в эту работу других учебных заведений ПОО.
Объектами проектного исследования были выбраны профессии, представляющие непрерывно развивающийся сектор и по которым назрела необходимость внесения корректировок в учебные планы и программы с учетом новых технологий и более сложных навыков. В этой связи выбран сектор - организация питания, профессии «повар» и «кондитер». Результаты анкетного опроса, в котором участвовали около 100 работодателей, позволили сформулировать конкретные рекомендации к учебной документации по указанным профессиям. Одним из выводов заключительного отчета было предложение о введении в структуру организаций ПОО специальных маркетинговых подразделений или специалистов, занимающихся исследованиями рынка труда в части запросов работодателей к выпускникам, оценки ими соответствия учебных планов и программ требованиям рынка труда.
При проведении исследования были использованы оригинальные методики и инструментарий (анкеты, технологии обследования), которые учитывали опыт Швеции и России (г. Санкт-Петербурга), а также разработки отечественных ученых и практиков.

Проект «Разработка модульной программы» в Казахстане.
Работа над проектом велась в 2000 г. Его основная цель заключалась в ознакомлении с международным опытом модульного построения программ профессионального образования и обучении группы специалистов ПОО Казахстана технологии разработки таких программ.

Основное содержание работы:
  • Выявление преимуществ и ограничений применения модульных программ в системе ПОО
  • Анализ отечественного и зарубежного опыта модульного обучения и разработки модульных программ в сфере профессионального образования и обучения;
  • Подборка научной и практической информации по вопросам модульного обучения;
  • профессионального образования и обучения;
  • Проведение национального и регионального семинара для разработчиков проекта.
  • Проведение семинара-презентации отчета «Разработка модульной программы» в Казахстане (опыт ПШ № 18 г. Алматы по разработке модульной программы по специальности «Повар», 6 июня 2000 г.).
  • Распространение результатов проекта через семинар «Теория и технология разработки модульных программ и учебно-методических пособий», г. Караганда, 14-19 августа 2000 г.


Проект «Социальное партнерство в профессиональном образовании и обучении» (г. Алматы).

В реализации проекта «Социальное партнерство в профессиональном образовании и обучении для г. Алматы» принимала участие рабочая группа в составе экспертов ЮНЕВОК Центра - ННЦ, представителей Казахской Академии Образования, Департамента образования г.Алматы, Департамента труда и занятости и социальной защиты г. Алматы, Министерства труда и социальной защиты населения, Ассоциации предпринимателей, предприятий г. Алматы, учреждений профессионального образования, а также экспертов ЕФО.

Долгосрочная цель проекта - способствовать реформированию социально-экономической сферы Казахстана путем создания методологических и организационных основ для эффективного социального партнерства как одного из решающих факторов улучшения ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования (ПО). Ближайшей целью являлась разработка экспериментальной модели социального партнерства в системе ПО г. Алматы для дальнейшего распространения в других регионах.
Проект является пилотным исследованием, впервые проведенным в Казахстане. Он отвечает задаче формирования социального партнерства (СП) профессиональных учебных заведений и предприятий всех форм собственности, определенной в Государственной программе «Образование» (утверждена постановлением Правительства 30.09.2000 г.) и требованиям других правительственных документов по развитию начального и среднего профессионального образования. Проект поддержан Департаментом начального и среднего профессионального обучения Министерства образования и науки Республики Казахстан и органами государственного управления г.Алматы (городским Акиматом). При разработке был проведен опрос среди потенциальных партнеров ПОО: представителей органов управления, организаций работодателей, профсоюзов, научных учреждений, общественных организаций, имеющих отношение к развитию и регулированию профессионального образования и переобучения в г. Алматы. В 110 заполненных анкетах о желании участвовать в социальном партнерстве заявили 105 респондентов. В Отчете содержится краткий обзор состояния профессионального образования и обучения, занятости населения и рынка труда г. Алматы, развития социального партнерства в этой сфере, а также международный опыт социального диалога в области профессионального образования. Авторами предложен механизм формирования системы социального партнерства в сфере ПОО на уровне одного региона, предполагающий модификацию отношений потенциальных социальных партнеров как «снизу» - на уровне отдельного учебного заведения, так и «сверху» - с участием органов государственной власти г. Алматы.

Основным результатом проекта стала разработка следующих документов:
  • Модель социального партнерства в г. Алматы,
  • Положение о городском рабочем органе СП,
  • Рекомендации по внедрению модели и дальнейшему ее развитию. Кроме этого было проведено обучение руководителей – представителей всех сторон социальных партнеров в сфере профессионального образования и обучения г.Алматы опыту развития социального партнерства.
  • Учитывая актуальность темы, Европейским Фондом Образования и ЮНЕСКО, Алматы было предложено ЮНЕВОК Центру - ННЦ продолжить данный проект с целью более широкого ознакомления с опытом организации социального партнерства в профессиональном образовании других стран СНГ и Европы. Основное внимание обращалось на дальнейшее укрепление работы созданного Экспертного Совета по социальному партнерству при Акимате г. Алматы, а также повышение осведомленности членов Совета и других заинтересованных лиц с международным опытом развития социального партнерства в профессиональном образовании, в частности, с опытом Франции.


Организация обучения молодежи предпринимательским и основным умениям в учреждениях начального и среднего профессионального образования как основа улучшения подготовки молодежи к вступлению на рынок труда.

Ключевая идея проекта состоит в том, чтобы, используя отечественный и зарубежный опыт, способствовать развитию и реализации образовательных технологий в системе ПОО Казахстана, позволяющих интегрировать «рыночные» умения в учебный процесс.
Долгосрочная цель была направлена на подготовку выпускников организаций профессионального образования к эффективному поведению на меняющемся рынке труда в процессе поиска работы, трудоустройства и профессиональной адаптации. Ближайшая цель заключалась в том, чтобы подготовить группу тренеров из числа преподавателей профессиональных школ и колледжей к организации учебного процесса, основанного на интеграции специальных знаний и умений учащихся c навыками поиска работы, трудоустройства и профессиональной адаптации.
Проведение рабочих семинаров в рамках проекта, встречи с работодателями, представителями профессиональных школ и колледжей, их учащимися показали, что имеется потребность в обучении молодежи более широкому кругу предпринимательских умений на основе рекомендуемой технологии. Поэтому основная цель 2 этапа проекта связана с расширением перечня «рыночных» умений и распространением его результатов через рекомендации о внедрении таких навыков в учебные программы начального профессионального образования. Модель, разработанная командой проекта, показала свою успешность в решении основной задачи – развитии основных и предпринимательских навыков у молодежи через обновление учебного процесса и включение навыков в повседневные учебные мероприятия. Методика является переносимой, т.е. она может быть применима в любой системе ПОО, философия и стратегия которой направлены на изменение традиционных путей организации обучения. В предлагаемой технологии личностно-ориентированного обучения учитель выводится, уходит из центра; он не передатчик информации, а скорее консультант, фасилитатор. Он не в центре, а на орбите, наблюдая за тем, что происходит и помогая учащимся только тогда, когда это необходимо, давая им возможность делать и учиться самостоятельно. Это представление об учителе, находящемся «на орбите» напоминает еще раз, что самое главное действующее лицо в учебном процессе – учащийся.
В рамках проекта было организовано обучение группы тренеров из регионов Казахстана по обучению навыкам для занятости. В профессиональных школах г. Алматы, на базе которых осуществлялась пилотная апробация технологии развития умений для занятости, созданы и действуют рабочие группы учителей по расширению внедрения указанной технологии в учебный процесс. С результатами проекта ознакомлены представители Департамента общего и среднего начального профессионального образования Министерства Образования и Науки, Министерства Труда и Социальной Защиты населения, Института профессионального образования Казахской Академии образования, МОТ, Алматинской городской Ассоциации Предпринимателей, профессиональные учебные заведения.
Проект закладывает хорошие основы для продолжения. Все страны с транзитной экономикой сталкиваются с необходимостью подготовки компетентных людей, соответствующих требованиям рыночной экономики – и ключом к пониманию этих требований является признание важности того, что называют «ключевыми», «основными», «основополагающими», «предпринимательскими» навыками и т.д. Общим для всех этих навыков является то, что они означают необходимость воспитания самостоятельного, компетентного, квалифицированного человека – человека, способного внести свой вклад в планирование и организацию процесса работы, адаптироваться к новым требованиям экономики, взять ответственность на себя за качество работы. Предлагаемая методика представляет собой простой, но эффективный путь, который может помочь претворить замысел в реальность.

Проект «Обучение для развития предприятий».
Разработка данного проекта велась с 2000 по 2002 гг. в сотрудничестве с Кыргызстаном и Узбекистаном. Основная цель проекта состояла в том, чтобы усилить осознание работодателями важности обучения персонала как средства, необходимого для развития предприятий и повышения конкурентоспособности и прибыльности.
Главными компонентами проектного исследования явились следующие мероприятия:
  • Проведение социологического опроса руководителей предприятий
  • Организация фокусной группы из числа руководителей предприятий для обсуждения результатов опроса
  • Разработка методического пакета для обучения тренеров технологии работы с персоналом предприятий
  • Организация и проведение тренингов для обучения руководителей предприятий эффективным методам работы с персоналом
  • Организация и проведение круглых столов для разработки политики в сфере работы с человеческими ресурсами
  • Распространение результатов проекта
  • Подготовка отчета о результатах проекта Как отмечено выше, одним из наиболее важных компонентов реализации проекта стало проведение обследования предприятий, в задачи которого входило изучение:
  • Базовых характеристик персонала предприятий
  • Операционной среды и ее влияния на персонал
  • Текучести кадров и ее причин
  • Адекватности имеющихся навыков современным требованиям
  • Системы найма рабочей силы
  • Системы обучения персонала


По итогам опроса руководителей более чем 60 предприятий был подготовлен обобщающий отчет. В нем нашли отражение основные тенденции развития средних и малых предприятий г. Алматы по вопросам, указанным в задачах исследования. Заслуживают внимания выводы об основных факторах конкурентоспособности, в число которых включены такие показатели: качество (97 %), маркетинг (84%), цена (84%), ответ на запросы клиентов (72 %), особые изделия или услуги (59%), своевременная поставка товара (38%). Среди главных причин повышения производительности труда работа с человеческими ресурсами поставлена на 3-е место. Оценку важности навыков персонала как фактора конкурентоспособности предприятия дали 77% опрошенных руководителей. В числе ведущих требований к выпускникам вузов и кандидатам для работы на предприятиях указаны следующие личностные и профессиональные качества: компьютерная грамотность, способности к решению проблем, опыт подобной работы, хорошая координация рук – глаз, терпимость к однообразной работе, многопрофильность, способность заменить отсутствующего, коммуникативные навыки, способность работать в команде, честность и искренность, надежность, мотивация. Очевидно, что такого рода информация имеет исключительное значение для учебных заведений профессионального образования, желающих учитывать запросы работодателей при разработке учебных программ и организации учебного процесса.
В июне и октябре т.г. силами экспертов ННЦ Казахстана и Кыргызстана были проведены тренинги для руководителей по европейским технологиям работы с человеческими ресурсами. В обучающих семинарах, проведенных в интерактивной форме, приняли участие около 50 руководителей средних и малых предприятий. Анализ результатов обучения свидетельствует об актуальности таких семинаров. Целью 3 фазы проекта стало объединение, распространение и обобщение результатов всего исследования. Подготовлен методический пакет для внедрения в практику предприятий, а также разработки политики в сфере развития человеческих ресурсов с учетом приоритетов для каждой из стран – участниц проекта. Укрепились связи учебных заведений начального и среднего профессионального образования с организациями работодателей на национальном и региональном уровнях. Важное значение придается обучению менеджеров по РЧР в регионах и расширению осведомленности предприятий через СМИ.

Логическим продолжением названного проекта было проведение серии семинаров по обучению руководителей компаний и менеджеров по персоналу по теме «Методическое руководство для менеджеров по оценке потребностей в обучении и разработке программ» в рамках проекта ЕФО “Укрепление Партнерства между Учебными Заведениями, Осуществляющими Подготовку Управленческих Кадров, и Компаниями”.

Проект «Управление качеством профессионального образования:
подходы к методологии самооценки»

Проект выполнялся при технической и финансовой поддержке ЮНЕСКО с октября 2001 г. по февраль 2002 г. Долгосрочная цель проектного исследования – способствовать адаптации управления профессиональных школ к новой социально-экономической ситуации на основе самооценки их деятельности по современным индикаторам оценки качества. В связи с этим, задачи реализации проекта были направлены на:
  • разработку учебно-методического пакета по вопросам технологии самооценки качества управления и образовательного процесса в целом;
  • организацию обучающих семинаров-практикумов;
  • пилотную апробацию методического инструментария;
  • проведение круглого стола для презентации и обсуждение результатов проекта;
  • подготовку отчета по проекту.


Управление качеством образования рассматривается современными отечественными и зарубежными исследователями в сфере ПОО как наиболее важный практический инструмент для приведения в соответствие нынешних и будущих потребностей обучаемых и работодателей. Отчет о результатах проекта включает методические, теоретические, аналитические и практические материалы, в которых нашли отражение вопросы оценки реального состояния управления профессиональным образованием, методологические основы самооценки, итоги практической апробации, описание опыта сотрудничества организаций ПОО и работодателей по обновлению содержания образовательных услуг, выводы и рекомендации семинаров и заседаний круглого стола и некоторые другие. Результаты проекта его авторы рассматривают как один из возможных шагов на пути решения очень важной и объемной проблемы, какой является повышение качества профессионального образования.

По третьему направлению:
«Обзор системы профессионального образования и обучения Казахстана», 1997 г., 2001 г., 2003 г. (проект) – три отчета, подготовленные на казахском, русском и английском языках.
Данные информационно-аналитические обзоры являются составной частью анализа начального и среднего профессионального образования в странах СНГ и представляют собой важный инструмент для национальных, региональных и местных органов, а также международных организаций, в планировании и поддержке дальнейшего развития этой системы. Главная цель отчетов - анализ современного состояния и процесса реформирования ПОО во взаимосвязи с социально-политической, демографической, экономической ситуацией, положением в сфере занятости и на рынке труда. Не менее важная задача состояла в оценке национальной политики в данной области и процесса ее реализации в последние несколько лет. Содержание обзоров охватывает такие вопросы как:
  • Краткие сведения о состоянии профобразования и обучения
  • Социально-экономические предпосылки
  • Состояние рынка труда и занятости населения
  • Управление профессиональным образованием и обучением
  • Политика и законодательство в области профессионального
  • Финансирование профобразования и обучения
  • Структура начального и среднего профессионального образования и обучения
  • Непрерывное обучение
  • Подготовка преподавателей и инструкторов
  • Сведения о государственном стандарте ПОО
  • Разработка учебных программ и проведение исследований и др.


При подготовке отчетов используются законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, правительственные документы (указы, постановления, государственные программы), печатные и электронные материалы о состоянии экономики, рынка труда и профессионального образования. Статистическую базу исследования составляют материалы Агентства Республики Казахстан по статистике, опубликованные в виде статистических сборников, статистических бюллетеней и докладов. В обзорах приведены таблицы, графики, схемы, диаграммы, показывающие особенности, сильные и слабые стороны развития системы начального и среднего профессионального за последние годы.

Проект Бистро «Реформирование профессионального образования в Казахстане: опыт и практический инструментарий».
В 2002 году ЮНЕВОК Центр совместно с Республиканским институтом повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования (РИПК СО) при поддержке Делегации Европейской Комиссии в Казахстане вел разработку проекта «РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ: ОПЫТ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ». Его главная цель заключалась в организации распространения результатов проектных исследований ЮНЕВОК Центра - ННЦ в регионах Казахстана. Имеются в виду проекты, в рамках которых были разработаны методики анализа рынка труда, проведения функционального анализа профессий (для разработки стандартов ПОО), составления модульных программ, развития навыков для занятости. Освоение этих материалов предполагалось в форме целостного учебно-методического пакета, компоненты которого неразрывно связаны между собой.
Как показывает опыт взаимодействия ННЦ с организациями начального и среднего профессионального образования и обучения (НСПОО), имеется значительная потребность в такого рода разработках, поскольку их содержание направлено на адаптацию этой системы к рыночной среде. Поэтому в процессе реализации проекта важное значение придавалось не только организации распространения имеющихся материалов, но и обоснованию подходов к стратегии внедрения и мониторинга этих инноваций в НСПОО, а также инициированию укрепления социального партнерства в данной сфере.
В соответствии с условиями проекта Бистро, распространение и внедрение результатов проектных исследований ННЦ предполагалось организовать в три основных этапа.
На первом этапе, в марте 2002 г. в г. Алматы проводился так называемый политический семинар, в задачи которого входило информирование руководителей Министерства образования и науки, областных департаментов образования и институтов повышения квалификации (ИПК) об итогах вышеуказанных четырех проектов, мотивация их распространения в регионах и разработка стратегии внедрения. Одним из ключевых положений этой стратегии стал вывод о целесообразности создания региональных команд («агентов или проводников изменений»), включающих четырех человек от каждой области, городов Астаны и Алматы, которые станут тренерами по перечисленным направлениям для подготовки других специалистов ПОО в своих регионах. На данном семинаре были предложены специально разработанные критерии отбора будущих участников процесса распространения и внедрения из числа представителей ИПК, заместителей директоров профессиональных школ, лицеев и колледжей, преподавателей и мастеров производственного обучения.
На втором этапе в г. Алматы был организован национальный семинар для обучения отобранных членов региональных команд применению предлагаемого методического инструментария и разработки плана интеграции этих инструментов на практике. Планом предусматривалось, что после семинара члены команды на местах в процессе интерактивного взаимообучения обеспечат овладение всеми методиками четырех проектов. В итоге такие функциональные, мультидисциплинарные группы были созданы, обучены и начали выполнять разработанный ими на семинаре план действий по передаче полученных знаний и умений новым группам специалистов ПОО на местах на основе каскадного метода через создание модели «процессного консультирования». В целом семинарами было охвачено около 100 человек.

Содержанием третьего этапа проекта явилось проведение серии межрегиональных семинаров «Укрепление потенциала региональных групп для активизации процесса реформирования профессионального образования на основе использования результатов проектных исследований ННЦ». Основная их цель заключалась в изучении промежуточных результатов деятельности региональных рабочих групп по распространению и внедрению результатов четырех проектов ННЦ среди организаций ПОО на местах, в том числе выявление успешных сторон и затруднений в этом процессе. Результатом этих рабочих встреч стал план дальнейших действий по освоению рассматриваемых методик в организациях НСПОО.
Было высказано предложение Республиканскому институту повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования и ЮНЕВОК- Центру – ННЦ:
  • По возможности, регулярно (не реже одного раза в год) организовывать встречи региональных групп для изучения опыта друг друга и обмена имеющимися материалами.
  • Продолжить консультирование и обучение методикам разработки модулей и модульных программ, а также проведения функционального анализа профессий, освоение которых вызывает наибольшие затруднения у членов региональных групп.
  • Издать сборник анкет по профессиям, разработанных членами региональных групп, с включением анализа и обобщения результатов анкетирования.
  • Организовать центр (творческую группу) для разработки модулей и модульных программ с обеспечением его (ее) необходимыми ресурсами; создать Банк модулей.
  • Осуществить перевод методических материалов (анкеты для работодателя, структуры модульной программы и формата учебных занятий по развитию умений для занятости) на казахский язык.
  • Наладить выпуск электронного информационного бюллетеня ННЦ и его распространение в регионах.


В настоящее время ЮНЕВОК Центр - ННЦ осуществляет подготовку к изданию анкет для работодателя.

Создание веб-сайта. Веб-сайт создается при методической и финансовой поддержке Европейского Фонда Образования и Фонда Сорос-Казахстан.
Цель создания сайта -

  • Расширение доступа заинтересованных сторон и лиц к современной информации в области профессионального образования, формального и неформального образования, превентивного образования в Казахстане и за рубежом;
  • Распространение и обмен информацией в рамках международных программ «Образование Для Всех (ОДВ)» и «Обучение в Течение Всей Жизни (lifelong learning - LLL);
  • Вовлечение населения, общественности и неправительственных организаций в дискуссии для переосмысления роли образования в контексте «жизненных проектов», снижения бедности и развития человеческих ресурсов;
  • Участие в информационном обеспечении процесса реформирования системы профессионального образования в Казахстане
Целевая группа сайта
Национальные и международные эксперты и партнерские организации ННЦ-ЮНЕВОК Центра в Казахстане и других странах СНГ, Восточной и Западной Европе, Юго-Восточной Азии, Австралии, других странах;
Европейский Фонд Образования, ФСК, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Европейская Делегация, другие партнерские международные организации;
Министерства, областные и местные департаменты образования, труда, социальной защиты и занятости населения;
Местные органы власти;
Организации ПОО, общеобразовательные школы, учебные центры;
Институты повышения квалификации через группы «агентов изменений», научно-исследовательские организации. НПО, организации работодателей, другие социальные партнеры;
Средства массовой информации;
Студенты и школьники, их родители;
Специалисты, преподаватели, аспиранты в разных странах.

Адрес веб-сайта: www.efa.kz

Продолжающиеся проекты:

  • Ситуационный анализ стратегий обучения в целях местного развития в Казахстане. Цель проекта - анализ различных стратегий обучения на местах в контексте их потенциала для смягчения бедности в сельских регионах, направленных на оказание приоритетной поддержки политике по сокращению бедности в регионах на основе развития местных человеческих ресурсов, предпринимательства, созданию сети учебных центров, других местных инициатив. Проект - основа для возможной более крупной инициативы ЕС в рассматриваемом направлении.
  • Социальное партнерство в профессиональном образовании и обучении. Цель следующего этапа – активизация деятельности рабочих групп Экспертного Совета, усиление ее практической направленности.
  • Развитие начального и среднего профессионального образования в контексте концепции «Обучение в течение всей жизни»: опыт, проблемы и пути их решения.

Цели:

  • Способствовать повышению осознания руководителями, ответственными за разработку и реализацию политики в области профессионального образования и обучения (ПОО), значения концепции Обучения в течение всей жизни (Life Long Learning – LLL) для дальнейшего реформирования ПОО
  • Инициировать разработку национальной политики Обучения в течение всей жизни как основы для улучшения качества жизни, профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи и взрослых


Проблемы, затрудняющие реализацию выполнение миссии и целей
Опыт выполнения проектов показывает, что большинство их решает задачи на уровне пилотных исследований преимущественно в Алматы. Учитывая размеры страны, возникает четко очерченная потребность в тесных контактах ЮНЕВОК Центра с регионами – по меньшей мере, в форме отдельных совместных проектов.
ЮНЕВОК Центр - ННЦ был организован главным образом для контактов с министерствами, но сейчас очевидно, что приоритеты меняются в сторону вовлечения регионов в совместную деятельность. Тот факт, что министерства в настоящее время находятся в Астане, в значительной мере осложняет сотрудничество и прохождение потоков информации. Для повышения эффективности работы ЮНЕВОК Центра - ННЦ создание филиала в Астане является критически важным фактором.

ЮНЕВОК Центр - ННЦ совместно с официальными лицами, ответственными за принятие политических решений, включается в процесс разработки политически важных для ПОО рекомендаций. Конкретные рекомендации являются результатом семинаров, организованных ЮНЕВОК Центром - ННЦ по вопросам политики в сфере ПОО. Рекомендации ЮНЕВОК Центра – ННЦ известны соответствующим органам, но они не очень активно применяются. Одна из наиболее значимых причин – ограниченность ресурсов, прежде всего кадровых и материальных. Дефицит указанных ресурсов может помешать дальнейшему развитию ЮНЕВОК Центра. Для повышения воздействия продуктов деятельности ЮНЕВОК Центра на процесс реформирования ПОО считаем целесообразным создание Ресурсного Центра ПОО, а также обучение и повышение квалификации экспертов.

В данной информации приведены примеры отдельных проектных исследований ЮНЕВОК Центра – ННЦ, которые не отражают весь спектр деятельности Центра. Более полная информация может быть предоставлена по необходимости.


Контакты:
Руководитель ЮНЕВОК Центра – ННЦ: Тасбулатова Шайзада Умурзаковна
г. Алматы, ул. Митина, 6
тел. 8 3272 650007, тел/факс 8 3272 641286
e-mail: shaizada@nursat.kz
Вебсайт: www.efa.kz
UNESCO UNEVOC Center, Bonn

Ссылка на дополнительную информацию

22.07.04
Источник: Образование


<- К списку новостей
В начало