Факультет журналистики КазНУ Кафедра ЮНЕСКО КазНУ Новости факультета журналистики КазНУ


Представитель-
ство ЮНЕСКО в Казахстане
  

Факультет журналистики Казахского национального  университета
им. аль-Фараби

ГЛАВА III

ТЕОРИЯ И
МЕТОДИКА
ПЕРИОДИЧЕСКОЙ
ПЕЧАТИ И
ИНФОРМАЦИОННЫХ
АГЕНТСТВ

поиск на странице

Жанна СЕЙТЖАНОВА ст. преподаватель кафедры периодической печати



МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СМИ


Проблема ответственности печати перед обществом до сих пор не решена, она постоянно в динамике. Следует учесть, что на теории журналистики, как и всякой науке об общественных явлениях, так или иначе сказываются социальные позиции "ее разработчиков", что приводит к далеко не одинаковым трактовкам закономерностей журналистики. Проблемы социальной ответственности СМИ были и будут в центре внимания общества всегда.
И хотя книга "Четыре теории прессы" была выпущена (Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т.) почти полвека тому назад, она актуальна и по сей день.

Пресса всегда принимает форму и окраску тех социальных и политических структур, в рамках которых она функционирует. Пресса отражает систему социального контроля, посредством которой, регулируются отношения между отдельными людьми и общественными установлениями.
С тех пор как появилась первая коммуникация, существует только две или четыре основные теории прессы. Советская теория является продолжением старой авторитарной, теория социальной ответственности, есть просто модификация либертарианской теории. В то же время Советы создали нечто столь поразительно отличительное от прежнего известного авторитаризма, поэтому выделены эти четыре теории.

Авторитарная теория оформилась в 16-17 веках, но сегодня практикуется в отдельных странах. Главная цель - поддерживать и проводить политику действующего государства и обслуживать его. В рамках этой теории запрещена критика политической машины. Вид собственности- частная или общественная. СМИ контролируются патентами.

Благодаря патентам, которая процветала в Англии, она оказалась самой удачной из методов контроля. Другим методом, была система лицензирования, она применялась наряду с термином цензура. Государство требовало, чтобы материалы по религии и политики проверялись, но чиновникам трудно было знать все течения переменчивого характера государства. Проблемы цензуры стали нарастать, никто не хотел связываться с эти м неблагодарным делом. Цензура означала, что все материалы, подлежащие печатанию, должны получить разрешение, санкции.
Третий метод, который был использован при авторитарной теории государства - судебное преследование за нарушение установленных правовых норм.

Платон (об авторитарной теории государства) считал, что общество может благополучно существовать только под управлением мудрецов, судей, которые руководствуясь нравственными основаниями и используют эту власть нравственно, чтобы держать низшие слои общества в узде. "Также как мудрец воспитывает в себе алчность желудка усилием разума, так и в обществе судья удерживает другие классы общества от соскальзывания к хаосу". По Платону, как только власть в государстве начнет распределяться, начнется ее упадок. Платон хотел, чтобы жизнь граждан координировалась четким культурным кодексом.

Либертарианская теория прессы была принята в Англии, потом в США. Вид собственности - в основном частная. Запрещена - клевета, непристойность, антиправительственная пропаганда в военное время.

Главная цель либертарианской теории прессы - информировать, развлекать, продавать, помогать находить истину и контролировать правительство, прессу имеет право использовать всякий, кто имеет на это средства. Отличие от других теорий, что пресса является инструментом контроля над правительством. СМИ контролируется посредством возвращения к истине на свободном рынке идей и в судах.

"Теория объективного репортажа" возникла в 19 веке. Журналисты наловчились сочинять отчеты, полностью лишенные партийных пристрастий, такая практика породила представление об объективности репортажа, которым американская журналистика проникнута и по сей день. Политическая тенденциозность прессы стала спадать, из средства выражения мнений она стала превращаться в средство выражения "сообщения новостей". Газетные репортеры считали, что в их работе отстраненный взгляд на события является профессиональным требованием, новости подавались в чистом виде, полосы комментариев отдельно. Теория объективного репортажа стала предметом гордости американских журналистов.

От Мильтона же сложилось понятие " открытый рынок идей", он утверждал, что, полагаясь на разум, человек сможет различать добро и зло, правду и неправду, чтоб он смог использовать этот дар, говорил он, ему требуется доступ к идеям и мыслям других людей. Он был убежден, что истина обязательно выживет, только надо дать ей возможность честного и открытого столкновения. Истинное и разумное выживет, ложь и неразумное будет разбито. Правительство не должно вмешиваться, и если даже ложное победит, истина выживет, говорил он.

Теория социальной ответственности возникла в 20 веке в США, ее цель- информировать, развлекать, но в основном переводить конфликт на уровень обсуждения; СМИ имеет право использовать всякий, у кого есть что сказать. Запрещено серьезное вмешательство в сферу прав личности. Основу этой теории составляют этические кодексы.
При теории социальной ответственности правительство не только просто должно разрешить свободу, но обязано активно ее развивать. В либертарианской теории нигде не упоминается о праве общественности на информацию или требование к издателям принимать на себя моральные обязательства. Эти требования вывела теория социальной ответственности. В какой то момент, оптимистическая вера в то, что практически абсолютная свобода и природа человечества несут в себе естественные ограничители, уменьшилась, прессу стали критиковать, что она пресмыкается перед рекламодателем, имеет власть.
СМИ при теории социальной ответственности контролируются общественным мнением, действиями потребителей, профессиональной этикой. Новая идея, заложенная в Канонах журналистики -самый ранний кодекс норм поведения. Этот кодекс был принят американским обществом редакторов газет в 1923 году, призывал газеты работать с чувством ответственности по отношению к общественному благу, соблюдая искренность и правдивость, порядочность. В кодексе отражена вера в то, что человек, прежде всего разумное существо, который сможет отличить добро и зло.

Советская коммунистическая теория прессы получила развитие в СССР, СМИ используют преданные члены партии, запрещена критика задач партии, вид собственности - общественный, цель-способствовать успеху и поддержанию социалистической системы.
Если при теории социальной ответственности пресса несет ответственность перед собственной совестью, при советской теории перед пролетариатом.
При советской теории средство массовой коммуникации - агитатор, пропагандист, организатор.
Как было уже упомянуто выше, эти теории были обозначены почти полвека тому назад. В научных трудах западных теоретиков массовой коммуникации можно найти различные модели построения взаимоотношений прессы и общества. Однако они мало подходят для СМИ информационного рынка стран СНГ. Исследователи массовой коммуникации, опираясь на вышеперечисленные теории, выделяют шесть моделей развития СМИ: модель независимой прессы или свободного рынка идей; советская или социалистическая модель; модель социальной ответственности, авторитарная модель, модель "развития", модель демократического представительства.

В рамках модели независимой прессы распространение информации должно быть открыто для всех без предварительного разрешения или лицензии. Критика правительства, официальных лиц не должна быть наказуемой. Не должно быть цензурных ограничений и препятствий при сборе материала для опубликования законными средствами. Не должно существовать ограничений на распространение массовой информации через национально- государственные границы.
Модель "социальной ответственности" - заключает в себе определенные обязательства СМИ перед обществом: соответствовать высоким профессиональным стандартам информативности, точности, объективности. Их деятельность регулируется правовыми нормами. Издания должны отражать различные точки зрения на общественные проблемы, иметь возможность ответа на критику. Общество следит за тем, чтобы их деятельность прямо или косвенно не могла способствовать проявлению насилия, общественного беспорядка, нанесению оскорбления различным меньшинствам.

Модель "развития", применяемая в развивающихся странах, направлена на то, чтобы СМИ способствовали целям осуществляемой национальной политики. Их свобода может быть ограничена в связи с приоритетами в экономике и потребностями развития общества.
Государство может обосновать интересами национального развития право на введение ограничений и цензуры в деятельности СМИ.

В материалах газет и журналов приоритет отдается национальной культуре и языку. Акценты делаются на развивающиеся страны, которые близки географически, политически, по уровню культуры.

Модель демократического представительства предполагает, что отдельные граждане и меньшинства должны иметь право на использование прессы в собственных интересах.
В настоящее время казахстанские издания ни вписываются не в одну из вышеназванных моделей. Однако, если внимательно присмотреться, то в их деятельности можно увидеть отдельные черты разных моделей.
        


Темы лекционных занятий:
1.  Деловая пресса.
2.  Отраслевая пресса.
3.  Виды и особенности журналисткой деятельности.
4.  Структурно-функциональные характеристики трудового коллектива
5.  Структура редакции, редактор и редакционная коллегия, редакционный коллектив в системе социальных связей; бюджет и расход редакции
6.  Секретариат редакции, его обязанности, отдел в структуре аппарата редакции, его виды
7.  Организация процесса выпуска газеты. Газетный номер.
8.  Работа редакции с авторским активом. Работа редакции с читательской почтой. Организационно-массовая работа.
9.  Специализация в журналистике.
10.  Обзорная лекция. Перспективы развития журналисткой деятельности.

Темы семинарских занятий:
1.  Какие шаги предприняли редакционные коллективы при отсутствии достаточного финансирования СМИ со стороны государства.
2.  Как поставлена работа с авторами в казахстанских информационно-коммерческих газетах.
3.  Основные постулаты либертарианской теории прессы.
4.  Сравнительный анализ работы казахстанских ведущих СМИ.
5.  Сетевая журналистика. Что мы знаем о ней.

Контрольные вопросы к экзамену:
1.  Типологические изменения печати в рыночных условиях.
2.  Новый тип СМИ - информационно-коммерческая пресса.
3.  Организация работы журналиста.
4.  Планирование работы редакции.
5.  Виды журналисткой деятельности.
6.  Отличие сетевой журналистики от традиционной журналистики.
7.  Состав редакционной коллегии, ее функции.
8.  Обязанности секретариата редакции.
9.  Отдел в системе редакционного аппарата.
10.  Работа редакции в условиях рынка (роль службы маркетинга в новых изданиях).
11.  Работа над номером в редакции.
12.  Структура редакции (отличие структуры редакции качественной газеты от массовой газеты).
13.  Что представляет собой макетирование номера (приемы, используемые при макетировании; основные виды верстки полосы; композиционно-графическая модель).
14.  Организационный процесс выпуска номера.
15.  Редакционный коллектив в системе социальных связей.
16.  Как контролируются СМИ при теории социальной ответственности.
17.  Бюджет редакции.
18.  Какая модель развития прессы преобладает в Казахстане сейчас.
19.  Информационные агентства, информационные ленты агентства "Интерфакс".

Литература:
1.  Вестник КазГУ. Серия журналистика. - Алматы: изд. Казахский университет (1998-1999 годы).
2.  Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. М., 2001.
3.  Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
4.  Ворошилов В. В. Журналистика. Санкт-Петербург., 2001.
5.  Теория и практика советской периодической печати. Под редакцией Пельта В. Д., М., 1980.
6.  Проблемы теории печати. Сборник статей под редакцией Пельта В. Д., М., 1973.
7.  Четыре теории прессы. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. М,, 1998.
8.  Шкондин М. В. Печать: основы организации и управления. М., 1982.
9.  Справочник журналиста. Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. Лениздат., 1971.
10.  Подшивки республиканских газет за 1999-2000 годы.
11.  Подшивки республиканских журналов за 1999-2000 годы.
  

© Кафедра ЮНЕСКО КазНУ 2001-2002 гг.

© UNESCO chair of KazNU 2001-2002