Талгар (Тальхиз)

В течение многих лет, начиная с 1977 года, археологическая экспедиция Института археологии им. А. Х. Маргулана Министерства науки – Академии наук Республики Казахстан ведет раскопки городища Талгар. Городище отождествляется со средневековым городом Тальхиром (Тальхизом), названном в письменных источниках X века. Развалины сейчас представляют собой возвышенный четырехугольный участок, окруженный со всех сторон оплывшим валом. Площадь, занимаемая укрепленной частью, составляет 9 га. По углам вала и по периметру располагались башни, за валом имелся ров. Четыре въезда находились один напротив другого в серединах юго-западной и северо-восточной стен. Соединялись они дорогой, делившей всю территорию города на четыре почти равные части. К укрепленному центру со всех сторон примыкали постройки, составлявшие пригород, вместе с которым город занимал территорию без малого 30 га.

Год за годом вскрываются участки городища, и уже сейчас можно представить, как выглядел существовавший здесь древний город. Это было тесное скопление домов, располагавшихся вдоль магистральных или чаще внутриквартальных улиц. В отличие от современной застройки, где улицы являются разделительными линиями, раньше каждая улочка являлась своеобразным объединителем группы домов, отделявшейся от города глухими фасадами, задними и боковыми стенами крайних домовладений. Это был замкнутый со всех сторон блок построек, изолированных от других. Квартал состоял из 6-15 домов, в которых жили люди, связанные родственными отношениями, общностью профессии и религиозных взглядов. Городской квартал Талгара занимал 3500-5000 кв. м, а всего на городской территории, составлявшей около 30 га, было не менее 60 кварталов.

Постепенно вырисовывается характер городского жилища. Это был дом, состоявший из двух-трех и более помещений. В жилых комнатах устраивались очаги-тандыры служившие и для обогрева, и приготовления пищи, в том числе и для выпечки лепешек. В хозяйственных помещениях имелись погребки, закрома для хранения продуктовых запасов. В большинстве домов сооружались большие зернохранилища, в которых хозяева держали хлеб для себя и на продажу.

К дому примыкал двор, окруженный глухими заборами – каменными или глинобитными. Внутри двора устраивались загоны для овец и коз, конюшни, сараи для коров и молодняка. Как видим, скотоводство продолжало играть большую роль в жизни древних талгарцев, ведь город в Семиречье формировался в значительной мере из переходящих к оседлому образу жизни кочевников. О том, что пережитки кочевого уклада еще долго сохранялись в быту горожан, говорят находки остатков оснований юрт во дворах некоторых домов. Такое сочетание – характерная черта для перешедших к оседлости кочевников.

Город, как удалось установить, начал формироваться в Северо-восточном Семиречье в конце VIII-IX вв, особенно интенсивно этот процесс шел в X-начале XIII в. В это время город превращается в крупный экономический, политический и культурный центр. В нем развивались ремесла – кузнечное, медницкое, гончарное, стекольное, ювелирное, косторезное, металлообрабатывающее. Распространено было строительное дело.

Талгар находился в узле караванных путей, соединявших Запад и Восток, вот почему здесь обнаружены высокохудожественные изделия из металла, изготовленнные на Среднем Востоке.

Население города состояло из тюрко-язычных племен, в том числе карлуков, джикилей, усуней, дулатов.

В X-XI вв. горожане уже приняли ислам. Об этом свидетельствуют раскопанные мусульманские погребения на городском кладбище, расположенные на южной окраине городища на склонах гор. Но и в быту жителей, и в погребальном обряде еще сохранилось много языческих черт, связанных с шаманизмом.

В городе также проживали буддисты и христиане несторианского толка.

Жизнь в Талгаре резко изменилась после того, как Семиречье в начале XIII в. было завоевано татаро-монголами. Здесь стал преобладающим скотоводческий уклад, тогда как земледелие и городская жизнь пришли в упадок, и во второй половине XIII в. город прекратил свое существование.