![]() |
|
Древние
кочевники Алтая Конское снаряжениеТринадцать лошадей, сопровождавших вождя, были
убиты ударом чекана в лоб и уложены за стенкой
сруба в два яруса. Нижний ярус, состоящий из семи
животных, отделялся от верхнего мощным слоем
бересты и кустарником – курильским чаем,
обладающим антисептическими На головах четырех из тринадцати коней были церемониальные кожаные маски, увенчанные деревянными рогами горных козлов в натуральную величину. Одна из масок, видимо, была украшена деревянной скульптурой тигрогрифона – фантастического, полиморфного существа, с телом кошачьего хищника, с мощным загнутым клювом, с длинными, спиралевидно закрученными рогами, сделанными из кожи. Найденные великолепно украшенные седла на сегодняшний день считаются древнейшими в Казахстане. Особо выделяются седло, покрытое мохнатой шкурой хищника, и войлочная аппликация седельного покрытия, передающая сцену терзания грифоном копытного животного. К седлу одного из коней был приторочен щит, составленный из деревянных палочек. Конское снаряжение было украшено многочисленными деревянными изделиями, выполненными с помощью различных приемов, сочетающих технику барельефа и скульптуры. Все эти изделия: бляхи, псалии, подвески, разделители ремней – украшались лишь с лицевой стороны, покрывались золотой фольгой и оловом, а тыльной стороной с помощью отверстий крепились к ремням конской сбруи. В жизни древних номадов искусству отводилась
особая роль, оно не имело декоративный В круг образов, запечатленных на аксессуарах конского снаряжения, входят олени, лоси, птицы, горные бараны и козлы, кошачьи хищники – представители местной фауны. Но особое место в бестиарии древних кочевников занимали образы фантастических, синкретических, полиморфных существ – вымышленных животных, которые никогда не встречаются в природе. Эти существа – грифоны – сочетали в себе признаки разных животных: тело кошачьего хищника с длинным, закинутым на спину хвостом, клюв хищной птицы, грива равной высоты или передана в виде завитков, рога со спирально закрученными окончаниями. Возможно, в образах грифонов концентрировались те качества животных, которые их создатели хотели усилить. Сцены борьбы животных являются одной из характерных черт звериного стиля. Находки с подобным сюжетом имеют место и в берельской коллекции: плакетки и подвески со сценой нападения кошачьего хищника на оленя или горного козла; грифон, кусающий свой хвост; двухмерное изображение головы копытного животного в клюве грифона, представляющее собой вариант сцены терзания в сокращенном композиционном решении. Семантика сцены терзания трактуется как борьба доброго и злого начал, светлого и темного, как “космогонический акт творения через уничтожение”, возрождение к новой жизни, как символ вечного движения и вечной борьбы противоположностей. Динамика, экспрессивность в сценах борьбы животных чаще всего передается перекручиванием тел на 1800; подчеркиванием напряженных мышц знаками в виде точек, скобочек, запятых; выделением характерных признаков – гипертрофированным изображением рогов; хищников с алчным оскалом пастей и мощными когтистыми лапами. Излюбленными приемами построения композиций были принципы зеркальной симметрии и геральдической развертки. Выполненные подобным образом сюжеты часто встречаются на разделителях ремней, окончания которых выполнены в виде противопоставленных изображений животных; на подвесках, украшавших ремни. Парадные маски и снаряжение коней, выполненные из дерева, были скрыты под блеском золотой фольги и оловянного покрытия, создававших лишь иллюзию массивных золотых и серебряных украшений. Вероятно, это обстоятельство свидетельствует о церемониальном характере конского снаряжения, их своеобразной маскировке. Отмечено, что в оформлении убранства каждого коня преобладает один и тот же сюжет или образ. Животные, составляющие алтайский бестиарий, выполняют роль медиаторов – связующего звена между мирами: горные козлы, бараны, барсы, хищные птицы достигали снежных вершин, где по представлениям древних кочевников находился верхний мир, “небесные пастбища”. Вероятно, переодевание лошадей в облик выше названных животных имело целью ускорить достижение умершими этих “небесных пастбищ”. |