Тематика

 

 

 

 

Культура формирует наше видение мира. Так, она имеет возможность приносить изменения в позициях, необходимых для обеспечения мира и устойчивого развития, которое, как мы знаем, формирует единственно возможный путь к сохранению жизни на планете Земля. Сегодня эта цель до сих пор далека от нас. Глобальный кризис нависает над человечеством на рассвете 21 века, отмеченном увеличивающейся бедностью в нашем ассиметричном мире, деградацией окружающей среды и недальновидностью в принятии политических решений. Культура является важным элементом в решении данного кризиса.

 

Предисловие, Всемирный культурный отчет, Публикации ЮНЕСКО, Париж, 1999 г.

 

 

 

 

Данный раздел посвящен вопросу необходимости включения в учебный план и учебные программы курсов и тем, которые расширяют знания учащихся в области проблем современного мира во всем его многообразии и воспитывают в них стремление к устойчивому развитию.

 

 

 Всемирная комиссия по культуре и развитию определила культуру как «способы жить вместе» и утверждала, что это обстоятельство сделало культуру центральным элементом устойчивого развития.

 

Почти все серьезные проблемы, угрожающие человеческому и планетарному выживанию, возникают вследствие деятельности человека. Однако, большинство размышлений на тему устойчивого развития в узком плане сфокусировалось почти исключительно на связях людей с природной окружающей средой без принятия во внимание связей людей с людьми, находящихся в сердцевине устойчивого общества.

 

Удовлетворение сегодняшних человеческих потребностей должно учитывать задачи сохранения и защиты окружающей среды для будущих поколений, которые требуют равномерных и гармоничных взаимоотношений между индивидуумами и сообществами.

 

 

Как культура влияет на нашу жизнь?

 

 

 

 

Культура, таким образом, является … частью сложного понятия устойчивости. Она может рассматриваться как арбитр в сложных дилеммах, касающихся целей развития. Как указано в отчете Всемирной комиссии по культуре и развитию, учрежденной совместно ЮНЕСКО и ООН, культура является не только «слугой, приносящей результаты, но (..) и социальным базисом таких результатов», фактором развития, но также и «фонтаном нашего прогресса и творчества».

 

ЮНЕСКО (1997) Образовывая для устойчивого будущего: междисциплинарное видение для совместной деятельности, параграф 112.

 

 

 

Культура является важным понятием в образовании для устойчивого будущего, поскольку общие культурные модели во многих обществах зачастую не поощряют устойчивое развитие. Требуются новые, заново открытые нормы и ценности, которые могут направлять наши действия по направлению к устойчивым способам заботы о других людях и окружающем мире.

 

 

 

Достижение устойчивости … будет нуждаться в мотивации путем изменения ценностей … Без изменений такого рода даже наиболее просвещенное законодательство, самая чистая технология, наиболее сложное исследование не будут успешными в направлении общества к долгосрочным целям устойчивости. В широком смысле, образование будет обязательно играть центральную роль в реализации того глубокого изменения, необходимого как в осязаемом, так и в неосязаемом смыслах.

 

ЮНЕСКО (1997) Образовывая для устойчивого будущего: междисциплинарное видение для совместной деятельности, параграф 103.

 

 

 

 

Ценности и принципы

 

 

Несмотря на разнообразие культур, все люди разделяют общие убеждения о необходимости заботы о других людях и окружающем мире. Такие убеждения являются существенными для устойчивого будущего.

 

Данные ценности образуют принципы, которые руководят человеческими отношениями друг с другом (социальное равенство, мир и демократия) и с природой (сохранение и соответствующее развитие), и они включают:

 

Ценности социальной справедливости:
Люди и люди

Ценности сохранения:
Люди и природа

Уважение основных человеческих потребностей

Признание взаимозависимости всего на Земле

Уважение равенства поколений

Сохранение биоразнообразия

Уважение прав человека

Жизнь с минимальной нагрузкой на окружающую среду

Уважение демократии

Уважение равенства между биологическими видами

 

 

 

Демократия

 

Демократия - это форма управления государством, в которой принимают активное участие граждане. Это политическая система, в которой независимо действуют все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная; сама же власть избирается посредством выборов.

В буквальном смысле демократия означает "власть народа" (от греческих слов demos - народ и kratos - власть). Эта форма политического правления зародилась в Афинах в V-VI веках до нашей эры. Народное собрание решало все дела в Афинском государстве. Должностных лиц избирали по жребию, следя только за тем, чтобы все кандидаты были афинскими гражданами. При этом исходили из убеждения, что обязанности архонта (правителя) или стратега (главнокомандующего) может исполнять любой гражданин. Это убеждение было в какой-то мере оправданным, поскольку ни одно должностное лицо в Афинах не могло принимать серьезных решений, а должно было исполнять волю народного собрания, которое и обсуждало важнейшие вопросы жизни города. Народное собрание собиралось раз в четыре месяца. Действия исполнительной власти контролировались Советом пятисот, в который избирались по 50 человек от каждого района. Совет организовывал общественные работы, контролировал финансовые дела государства, заботился о поддержании войска и флота, вел переписку с ино­странными государствами, принимал послов. Афинское государство брало на себя заботу об утративших трудоспособность и о детях граждан, отдавших жизнь за отечество. Лиц, считавшихся опасными для государства, народное собрание могло осудить на изгнание.

 

 

В Афинах над Советом старейшин существовало народное собрание... Собрание созывалось представителями Совета пятисот или стратегами... Народ сидел на каменных скамьях... Ораторы поднимались на трибуну… Выступить мог каждый без каких-либо имуществен­ных или профессиональных различий.

 

Дени Фюстель де Куланж (1830 - 1889)

 

Фундамент политических прав граждан составляли свобода слова, равенство перед законом и равенство в занятии должностей.

Однако при всех достоинствах афинской демократии, это была демократия лишь для свободно­рожденных мужчин старше 20 лет. Прав участвовать в жизни государства были лишены не только рабы, но и все женщины, а также переселенцы из других областей, хотя и свободные, но не имеющие гражданства.

 

Если в республике верховная власть принадлежит народу, то это – демократия...

В демократии народ в некоторых отношениях является государем, а в некоторых - подданным.

Шарль Монтескье (1689 - 1755)

 

Человечество вернулось к принципам демократии в эпоху Ренессанса. Именно тогда гуманис­тические идеи стали вновь закладываться в правовые основы политического устройства в Западной Европе. Шаг за шагом народы осваивали трудные ступени уважения к человеческой личности, соблюдения прав женщин, детей и неимущих. В конце концов, на знаменах Французской Республики появились знаменитые лозунги: "Свобода", "Равенство", "Братство". Однако потребовались еще три века, чтобы просвещенное человечество смогло сформулировать демократические принципы обес­печения достоинства, равенства и взаимного уважения:

• всеобщее уважение всех прав человека: политических и гражданских, экономических, соци­альных и культурных;

• равное уважение к женщинам и мужчинам, то есть всем людям, без различия расы, пола, цвета кожи, языка, религии, политических или иных взглядов, гражданства, этнического или соци­ального происхождения, экономического состояния или происхождения;

• соблюдение прав детей, как это определено в Конвенции Организации Объединенных Наций о Правах Ребенка;

• создание условий, которые способствуют полному раскрытию творческих возможностей каж­дой личности, и включение ее в жизнь общества;

• признание человека высшей ценностью.

Для того чтобы общество шло по пути демократического развития, в нем должны уважаться права человека, Должны существовать свобода слова, свобода объединений, независимая судеб­ная система и т.д. Меньшинства должны иметь право защищать свои интересы и принимать участие в управлении государством.

Демократия и права человека тесно связаны друг с другом. Пока в обществе не будут уважать права человека, в нем не может быть демократии. Центральное место в демократическом обществе занимают выборы. Однако выборы сами по себе не являются гарантом демократии и прав человека.  И не только потому, что выборы могут быть сфальсифицированы. И при честном проведении выбо­ров большинство может принять решение, ущемляющее интересы меньшинства.

 

 

Каждый человек имеет право участвовать в управлении страной. Воля людей должна быть основой власти в стране

 

Всеобщая Декларация прав человека

 

Многие страны называют себя демократическими, хотя их системы правления значительно отличаются друг от друга. Единого мнения о том, какая из систем является наиболее демократич­ной, не существует. Некоторые страны уверены в том, что их системы управления являются наи­лучшими, в то время как целый ряд стран пытается найти свой путь справедливого и демократи­ческого развития.

Руководители тоталитарного государства стремятся держать страну и ее народ под своим полным контролем. Они стараются помешать любой другой группе встать между правительством и гражданами. Тоталитарное государство - это однопартийная система, возглавляемая диктатором или группой лиц. Официальная партия является единственной законной партией и полностью управляет обществом. От нее исходят власть, престиж, деньги. Тоталитарное государство контролирует экономику (каждое предприятие получает указания правительства), применение оружия и средства массовой информации. Людям предлагается лишь официальная точка зрения, одобряемые образцы поведения. Враги характеризуются в упрощенном или искаженном виде.

Таким образом, стирается грань между личностью и обществом: государство стремится полно­стью подчинить себе граждан и добиться их преданности, контролируя не только образование, тру­довую деятельность и общественную жизнь, но даже семью и друзей. В нем отсутствуют возмож­ность выражать свое несогласие, а также свобод и права человека.

Власть в демократическом государстве должна опираться на народ и те общественные силы, которые составляют передовую часть нации; она не должна навязывать своих взглядов и противопо­ставлять себя обществу.

Главная черта демократических обществ состоит в том, что взрослое население страны само выбирает своих правителей и представителей на периодически проводимых выборах. Разве воз­можно в современных условиях, чтобы все граждане какой-либо страны заседали и выступали в парламенте или поочередно входили в состав правительства? Поэтому каждая страна изыскивает свои методы и формы поиска достойных избранников. И если граждане древних Афин могли знать друг друга лично, то современный человек такой возможности лишен. Это накладывает обязанности на тех, кто стоит у власти, отчитываться перед народом и ограничивает срок их полномочий.

В демократическом государстве власть делится на три независимые ветви:

Законодательную (которая принимает обязательные для всех законы)

Исполнительную (которая управляет государством по принятым законам)

Судебную (которая следит за строгим соблюдением законов всеми).

Законодательная власть- это собрание представителей народа, которым народ доверил на выборах право принятия законов, по которым живет государство. Это собрание называется в раз­ных странах по-разному, но чаще всего - парламентом.

Исполнительная власть- это правительство, то есть группа высших государственных слу­жащих, которые назначены для управления разными отраслями государства: культурой, образова­нием, здравоохранением, торговлей, отношениями с другими странами, обороной и другими.

Судебная власть - это люди (судьи) и специальные органы власти (суды, прокуратура), кото­рые назначаются или избираются для того, чтобы законы страны стали обязательными для всех ее граждан.

 

Три фазы демократии

В своем современном развитии демократия проходит следующие три фазы: свобода, справед­ливость и процветание.

В конституциях всех стран записано, что свобода является неотъемлемой формой существования для любого человеческого существа, благодаря чему человек вправе сам решать свою судьбу. Следует, однако, различать несколько форм свободы. Конечно, конституционная свобода одна и та же для всех граждан: от рабочего завода и фермера — до президента банка и министра юстиции. Однако для управления делами общества каждый из граждан доверяет часть своих прав по управле­нию тем лицам, которых он или она считают наиболее подходящими для государственного поста. Чтобы контроль принадлежал всем вместе и не переходил в неограниченную власть правителей, срок пребывания на государственных постах ограничивается, а избрание самых компетентных и че­стных обеспечивается путем голосования.

Демократическое ведение государственных дел - отнюдь не простая вещь. Даже такое его торже­ственное проявление, как голосование, потребовало очень трудных и долгих лет для избирателей и их избранников в уже сложившихся демократических странах, и процесс этот еще не завершился.

После установления демократии власть в государстве призвана заняться устранением неравен­ства и всякого рода зависимости. Справедливость невозможна там, где господствует неравенство и гнет. Однако борьба за равенство таит в себе невидимые трудности. Тот или иной социальный класс, политическая партия или общественное движение легко могут предположить, что их долг - всемерно защищать моральные принципы или национальную безопасность, а для этого нужно "не­много ограничить" свободу или права личности. В истории человечества немало примеров, когда первоначальные устремления учредить общество справедливости оборачивались усилением несправедливости, произвола и неравенства между гражданами, а освободители отечества превращались в тиранов.

Осуществление справедливости подкрепляется реально действующими законами и демократи­ческими институтами (органами) власти.

После укрепления свободы и справедливости встает вопрос о самом важном - об освобождении человека от всяческих пут и принуждений. Экономическое положение каждого гражданина, его поку­пательная способность характеризуют его материальную и моральную зависимость от государства или работодателя. Такая зависимость составляет основу для всяческих форм его притеснения и унижения. На этой третьей стадии демократии власть не может ограничиваться изданием законов и подписанием принципов отношений с международным сообществом. Государство должно теперь направлять экономический рост, способствовать благополучию и процветанию как можно большего числа людей, участвовать в разделе мировых ресурсов и распределять рабочие места не столь несправедливо, как до сих пор.

В конце XX века демократия во всем мире, бесспорно, продвинулась вперед, но этот прогресс все еще остается поверхностным и хрупким, а сами демократические идеи пока не смогли стать сутью политических норм, административных методов и духовных воззрений. Конвенции и декларации, принятые Организацией Объединенных Наций, ЮНЕСКО и другими агентствами системы ООН, внесли вклад в признание идей равенства и взаимного уважения в качестве всеобщей цели для всего человечества. Следует признать, что это продвижение является медленным и неполным. О демократических принципах гораздо больше говорится, чем они осуществляются на практике. Даже там, где равенство законодательно признано первоосновой общественного устройства, все еще существуют неравенство и дискриминация. Они основываются на расе, цвете кожи, поле, языке, религии, политических или иных воззрениях, гражданской или этнической принадлежности, социальном происхождении или экономическом состоянии и проявляются в той или иной форме во всех странах.

Человечеству еще предстоит длинный путь, прежде чем идеалы человеческого достоинства и равенства воплотятся в действительность.

 

 

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И МИР

В основе культур, религий и философских убеждений всех человеческих цивилизаций лежат основополагающие ценности справедливости, достоинства, равенства и свободы. На протяжении долгой истории человечества философы и правоведы вносили свой вклад в разработку понятий, которые составляют основу современной концепции прав человека. Сталкиваясь с несправедливос­тью, мучениями и рабством, выдающиеся мыслители призывали к установлению свода законов, еди­ных для всех людей, и боролись за его создание. Лучшие произведения литературы и искусства проникнуты идеями гуманизма и уважения к достоинству человека.

 

Ни один человек не благороднее другого, даже если его духовная сущ­ность более высоко организована и более способна к благородному знанию. У всех нас одна прародительница - природа; до этого перво­начального предка можно проследить родословную любого человека, будь он знатного или низкого происхождения.

Вот требование, предъявляемое к человеку: он должен быть полезен максимально многим людям; если это невозможно, то хотя бы немно­гим; если и это невозможно, то по крайней мере ближним; если даже и это невозможно, то самому себе.

Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. - 65 г.н.э.)

 

Возникновение прав человека

В общих чертах права человека можно определить как права, присущие самой природе челове­ка, без них он не сможет существовать как живое существо. Права человека и основные свободы дают возможность для полного развития и использования человеческих качеств, талантов и воспи­тания совестливости. Они основываются на осознанной потребности в таком образе жизни, при котором достоинство и ценность каждой личности пользовались бы уважением и защитой.

Еще античные философы говорили о "естественных правах" человека, которыми каждый наде­лен от рождения и которые не в силах отнять никакой правитель. По мере развития человеческой мысли права человека получали все более четкое оформление и отражение на бумаге - в виде законов. К крупным вехам человечества на этом трудном пути относятся "Магна Карта" (1215), "Хабеас Корпус" (1679) и "Билль о правах" (1689). Эти юридические документы, появившиеся в Англии, стали первыми гарантиями права народа Великобритании участвовать в управлении своей страной и защитой человека от несправедливых посягательств со стороны власти.

Дальнейшее развитие принципов "естественных прав" человека произошло в XVIII веке, ког­да права человека впервые были закреплены в национальных конституциях. Таким образом, госу­дарство подтверждало, что власть черпает силу в свободе своих граждан. В Северной Америке 4 июля 1776 года принятие Декларации независимости ознаменовало завершение борьбы колоний за свободу от английского господства. Великая французская революция 1789 года дала человечеству Декларацию о правах человека и гражданина, текст которой стал основой законов, принятых в дальнейшем во многих странах мира. Значение этих двух документов в том, что они закре­пили в виде конституции, то есть Основного закона страны, гражданские и политические пра­ва человека:

Люди рождаются с одинаковыми правами

Эта мысль противоречила принципам классового общества, согласно которым люди делились на привилегированные классы, касты или сословия

Все равны перед законом

Это утверждение обеспечивает принцип, согласно которому личность является невиновной до подтверждения вины, и никто не имеет право заключать кого-либо в тюрьму без решения суда. Юристы называют этот принцип презумпцией невиновности.

Каждый имеет право на собственность

В прежние времена право владеть собственностью, заниматься ремеслом или торговлей

было строго разграничено между классами и сословиями.

Свобода высказывания мнения

Путь человечества к свободе мысли, религии и слова пролегал через тюрьмы и костры

инквизиции

 

Принятие первых деклараций вовсе не означало наступление эпохи благоденствия. Несмотря на провозглашенное равенство, в Соединенных Штатах Америки еще более века сохранялись раб­ство и дискриминация женщин. Во Франции политических противников, высказывавших иные мысли, подвергали публичным пыткам и казни. Вершиной революции, девизом которой были "Свобода - Равенство - Братство", стало установление Наполеоном диктатуры и империи.

 

Нравственность требует, чтобы ум смело высказал силе всю правду.

Виктор Гюго  (1802-1855 гг.)

 

Тем не менее, принятие гражданских и политических прав сыграло решающую роль в развитии капитализма и индустриальной революции, которые, в свою очередь, изменили человеческое обще­ство. Возникали новые классы, а с ними и новые проблемы. Буржуазия обеспечила себе рычаги политического и экономического влияния, в то время как рабочий класс не имел их вовсе. Низкая зарплата, отсутствие образования, жизнь в трущобах, высокая заболеваемость и смертность. Свобо­да для одних оборачивалась потерей свободы для других.

Объединившись, рабочий класс выдвинул общие для всех требования. Это сделало его силой, которую нельзя было игнорировать. Политические лидеры боялись революции и вынуждены были уступать требованиям рабочих. В 1870 году несколько европейских государств приняли законы, направленные на улучшение условий жизни рабочих: ограничение рабочего дня, осуществление мероприятий по безопасности труда и введение социального страхования.

 

Все усилия человека должны быть постоянно направлены на то, чтобы уменьшить количество страданий и жестокости: это его первый долг.

Ромен Роллан  (1866-1944 гг.)

 

Второе поколение прав человека именуют социальными, экономическими и культурными правами. Появившись в результате борьбы за социальное развитие и благосостояние вновь возникших классов и сословий, права второго поколения, по сути, дополняют политические и гражданские права.

Социальное обеспечение

Право на страхование по болезни, пенсию, пособие детям    

Работа и защита от безработицы

Право на труд, пособие по безработице, переподготовку и продвижение по службе

Досуг и отдых

Право на нормированный рабочий день и оплачиваемый отпуск

Удовлетворительный жизненный уровень

Право на удовлетворительный заработок, жилье, здоровый быт

Право на образование

Право на всеобщее образование и профессиональное обучение

Полноценная культурная жизнь

Право доступа к культурным ценностям и участие в жизни общества.

Первым опытом международных документов по соблюдению прав человека стали соглашения по свободе вероисповедания и прекращению рабства. Вестфальский мирный договор 1648 года, положивший конец Тридцатилетней войне, уравнял в правах представителей различных христианских религий в Европе. Венский конгресс в 1815 году осудил рабство. После этого последовал целый ряд соглашений (Парижская декларация, Женевские и Гаагские конвенции), в которых признавались права человека в ходе вооруженных конфликтов. Появление в 1864 году Меж­дународного Комитета Красного Креста во многом способствовало созданию международного гуманитарного права.

Первая мировая война наглядно продемонстрировала, что правительства не могут обеспечить соблюдение прав человека, для этого требуются надежные международные гарантии. Хотя устав Лиги Наций - первой всеобщей межправительственной организации - не содержал упоминания о правах человека, но Лига достигла определенного успеха в положении меньшинств в ряде стран. Были приняты нормы условий труда для промышленных рабочих, создана Международная Организация Труда. Однако, несмотря на декларирование прав человека в своих конституциях, государства на деле или не всегда соблюдали их, или не препятствовали их нарушению. Вторая мировая война не только унесла миллионы человеческих жизней, но и нанесла огромный ущерб достоинству людей во всем мире. В ходе нее были предприняты попытки ликвидации целых групп народов и народностей из-за расовых, религиозных и этнических различий.

 

 

… Ничто не может остановить и задержать мысль человеческую, если она истина...

Правда возьмет свое, и рано или поздно все люди призна­ют ее.

 

Лев Толстой (1828-1910 гг.)

 

 

Человечеству стала очевидной необходимость международных норм, определяющих и защи­щающих права человека, поскольку уважение этих прав является неотъемлемым условием мира и прогресса во всем мире. Это твердое убеждение нашло воплощение в Уставе Организации Объеди­ненных Наций:

Устав Организации Объединенных Наций (извлечения)

Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости, постановили:

• избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесших человечеству невыразимое горе;

• вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность челове­ческой личности, в равноправие мужчин и женщин и равенство прав больших и малых наций...

 

Всеобщая декларация прав человека

Устав ООН является международным договором и поэтому накладывает на государства-члены ООН обязанности соблюдать права человека, укреплять сотрудничество с органами ООН в дости­жении ее целей. Однако он не дает определения правам человека и не устанавливает специальных механизмов для их соблюдения. Поэтому уже в 1945 году была создана Комиссия ООН по правам человека, которой было поручено составить перечень прав человека. 10 декабря 1948 года Гене­ральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека - "в качестве задачи, к вы­полнению которой должны стремиться все народы и все государства". Поэтому день 10 декабря во всем мире отмечается как День прав человека.

Хотя Всеобщая декларация прав человека и не является законом, но она стала документом величайшего значения, поскольку в ней содержатся те основные права, которыми должны обладать все люди на планете. Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос Гали назвал ее "совестью мира и эталоном, на основе которого могут быть измерены позиции обществ и правительств".

 

Всеобщая декларация прав человека (извлечения)

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наде­лены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и рабо­торговля запрещается во всех его видах.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.

 

В Организации Объединенных Наций Декларация пользуется авторитетом, который уступает лишь Уставу ООН. Она состоит из 30 статей, а провозглашаемые ею права человека делятся на две группы. Первая группа включает политические и гражданские права: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; свободу от рабства и пыток; равенство перед законом; право владеть собственностью, право вступать в брак и основывать семью; свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений и свободу выражения их; право принимать участие в политической жизни своей страны и иметь доступ к государственной службе. Вторая группа включает экономические, социальные и культурные права: право на труд; право на отдых и досуг; право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека; право на образование и право на участие в культурной жизни общества. В заключительных статьях Декларации признается, что каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором могут быть осуществлены права и свободы человека, и подчеркиваются обязанность и ответственность человека перед обществом.

Вначале Всеобщая декларация прав человека была задумана как заявление о целях, к которым должны стремиться правительства. Однако то обстоятельство, что она была принята столь большим числом государств, придало ей значительный моральный вес. Основные положения Всеобщей декларации прав человека вошли в конституции и законы большинства стран мира.

Хотя значение Всеобщей декларации прав человека трудно переоценить, она не имеет силу закона. Декларации, принимаемые Организацией Объединенных Наций, являются скорее манифестами морального значения, побуждающие государства, общества и каждого человека предприни­мать действия для всеобщего блага.

Третье поколение прав человека называют правами солидарности. Возрастающая интегра­ция, все большая зависимость стран друг от друга показали, что права нужны не только для урегу­лирования международных отношений, но и для улучшения ситуации каждой отдельно взятой страны. Права солидарности касаются как стран в целом, так и отдельных людей, экономики каждой страны — и благосостояния, здоровья и социального обеспечения каждого человека.

 

Развитие само по себе никогда и нигде не обеспечит ничего, кроме ми­нимума жизненных возможностей, именно возможность жить, а не свободу. Возможность жить, а не справедливость. Возможность жить, а не человеческое достоинство.

Развитие само по себе никогда и нигде не обеспечит ничего, кроме ми­нимума жизненных возможностей, именно возможность жить, а не сво­боду. Возможность жить, а не справедливость. Возможность жить, а не человеческое достоинство.

Генрих Манн   (1871-1950 гг.)

 

Появление прав солидарности объясняется потребностью развивающихся стран изменить су­ществовавший в мировой экономике порядок, при котором эти страны лишены возможности пользо­ваться общечеловеческим наследием и плодами прогресса современной науки. Это стремление ярко выразил президент Танзании Юлиус Ньерре в своей речи в 1973 году;

"В мире, также как и в любом государстве, в котором я богат, а ты беден, или ты обогащаешься за мой счет, в то время, как я становлюсь все беднее и беднее, перераспре­деление имущества от богатого к бедному является вопросом права, а не благотвори­тельности.

Каждое государство имеет правительство, которое занимается подобного рода перераспределением ресурсов, однако в масштабах всего мира такой власти не суще­ствует.

В ситуации, когда богатые страны продолжают богатеть за счет бедных стран, последние обязаны требовать изменения ситуации таким образом, как это сделали рабо­чие в богатых странах. И мы выступаем с требованием перемен".

Весной 1974 года специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН единогласно был принят Новый международный экономический порядок:

Сырьевые ресурсы

Полное распоряжение собственными природными ресурсами

Более высокие и стабильные цены на сырье

Рациональное использование ресурсов Земли

Разделение труда

Более широкие возможности для переработки сырья в развивающихся странах

Более тесное сотрудничество между развивающимися странами

Контроль над транснациональными финансовыми операциями

Снятие запретов на торговлю с развивающимися странами

Обучение передовым технологиям специалистов из развивающихся стран

Финансовая помощь и влияние

Безоговорочная и расширяющаяся помощь развивающимся странам

Погашение развитыми странами долгов развивающихся стран

Большее влияние развивающихся стран во Всемирном банке и Международном валютном Фонде

 

Сегодня мир все еще далек от справедливости. В одно и то же время одни люди живут в роскоши, другие - в бедности. Еще ни одна страна не смогла обеспечить всем своим гражданам равные возможности для удовлетворения основных потребностей. Недоедающих, голодных, больных, ни­щих, неграмотных, безработных и бездомных людей можно встретить в любом обществе. Пропасть, разделяющая тех, кто владеет ресурсами, и теми, у кого их нет, возрастает как внутри самих стран, так и между странами. Сегодня чистый доход десяти самых богатых стран почти в два раза превы­шает национальный доход всех наименее развитых стран (а их около пятидесяти). До тех пор, пока мировая социально-экономическая система позволяет избыточное накопление одними за счет соци­альной несправедливости и несправедливого распределения мировых ресурсов, разница в доходах будет продолжать расти.

За прошедшие более полувека человечество сумело воплотить свои идеалы по защите чело­веческой личности в форме почти 30 конвенций, пактов и деклараций.

Права детей

Население Земли достигло 6 миллиардов человек. Почти два миллиарда из них - 35% - дети моложе 15 лет. Каждую секунду на свет появляется четыре ребенка, каждую минуту - 240, каждый день - 345 600. Средний возраст в мире равен 24 годам.

Сегодняшним детям принадлежит будущее планеты. Можно сказать и так - будущее Земли находится в руках сегодняшних детей. Поэтому общество должно заботиться об обеспечении их свободы и достоинства, создавать условия, при которых дети смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить основы для полноценной и плодотворной жизни в зрелом возрасте. Очевидно, что права ребенка должны отражать их потребность в особой заботе и внимании, ранимость детей и отличие их мира от мира взрослых.

Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка, в которой были изложены основные принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Женевская декларация прав ребенка

1. Ребенку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормально­го развития, как физического, так и духовного.

2. Голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должна быть оказа­на помощь; ошибающийся ребенок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребе­нок должны получить приют и поддержку в трудную минуту.

3. Ребенок должен в первую очередь получать помощь в тяжелое время испы­таний.

4. Ребенок должен расти в атмосфере любви и быть защищенным от всех форм экс­плуатации.

5. Ребенок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны слу­жить на пользу другим людям.

Пять простых принципов Декларации создают не только основу для защиты наиболее уязвимых и слабых членов общества, но и для развития детей. К сожалению, Лига Наций не смогла воспрепятствовать началу Второй мировой войны, принесшей еще большие страда­ния людям.

Поэтому одним из первых шагов Организации Объединенных Наций в 1946 году стала подго­товка проекта Декларации прав ребенка, которые "... должны быть сегодня также важны для мировой общественности, как и в 1924 году". В том же году ООН создает Детский Фонд ООН, который вначале оказывал экстренную помощь детям, потерявшим в ходе войн свои семьи и здоровье. Сегодня Дет­ский фонд ООН – ЮНИСЕФ - это специализированное агентство, которое оказывает долгосрочную поддержку детям, страдающим не только от жестоких военных конфликтов, но и от последствий экономических и социальных кризисов.

Разработка проекта потребовала 13 лет, и 20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно одобрила Декларацию прав ребенка. Также, как Всеобщая декларация прав чело­века, Декларация прав ребенка считается общепринятой нормой, которой должны следовать пра­вительства, местные органы власти, общественные организации и родители. Все мы ответствен­ны за распространение идей о правах ребенка и должны стараться жить, соблюдая принципы дан­ной декларации.

 

Декларация прав ребенка (извлечение)

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами...:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти пра­ва должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений...

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданства

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

Пять принципов Женевской декларации были расширены до десяти основополагающих прав, ос­новным девизом которых стала мысль о том, что "... человечество обязано давать ребенку лучшее из того, что оно имеет". Тем не менее, Декларация прав ребенка не имеет силу обязательного закона, а является как бы заявлением о добрых намерениях. Поэтому встал вопрос о разработке соглашения, за исполнение которого правительства несли бы правовую ответственность. Таким соглашением стала Конвенция о правах ребенка, которая была принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В основу Конвенции положены все принципы Декларации о правах ребенка. Граждане стран, подписавшие Конвенцию, имеют право требовать от своих правительств уважения всех ее пунктов.

Конвенция о правах ребенка (изложение некоторых статей)

Статья 2

Все дети пользуются одинаковыми правами.

Статья 9

Дети имеют право общаться с обоими родителями и расти в семье. Дети, не живущие с родителями, имеют право на регулярные контакты с ними.

Статья 12

Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды. Его мнение должно принимать­ся во внимание при решении любых вопросов, касающихся данного ребенка.

Статья 16

Ребенок имеет право на защиту от вмешательства в его личную семейную и домашнюю жизнь, а также в его переписку.

Статья 31

Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.

Согласно Конвенции о правах ребенка, все дети и подростки являются людьми, наделенными достоинством, правами и ценностью человеческой личности. Все дети имеют одинаковое право жить и расти в безопасных условиях, их мысли и чувства должны восприниматься с уважением. Защита ребенка является наивысшим интересом государства. Мы надеемся, что, благодаря Конвенции, наш мир уже в недалеком будущем станет добрее и справедливее для всех детей Планеты.

 

Общий язык для всего человечества

С каждым годом права человека обретают все большую и большую реальность на планете, а люди во всех странах чувствуют себя все более уверенней. Правда, прогрессу в области прав чело­века препятствуют оговорки, сделанные рядом стран при принятии международных норм ООН по правам человека, поскольку правительства данных стран полагают, что их чаяния не в полной мере отражены в ценностях, присущих странам Запада. В ответ на это Всемирная Комиссия по Культу­ре и Развитию указала, что идея прав человека имеет корни в религиях и культурах разных наро­дов мира: "главная этическая проблема - защита целостности и уважение ранимости людей - являет­ся универсальной по сути и может рассматриваться как часть нравственных принципов основных верований и моральных учений". Защита прав человека стала общим делом для всей планеты, а международные диалог и сотрудничество между людьми, общинами, неправительственными орга­низациями и государствами стали прообразом "общего языка для всего человечества".

Права человека являются едиными для всех. Они одинаково значат везде и для каждого чело­века, независимо от его цвета кожи, пола, страны, религии, состояния или мировоззрения. Они осно­вываются на всеобщих ценностях (достоинство, свобода, равенство и справедливость), которыми люди руководствуются в повседневной жизни. Права человека позволяют нам осудить как направ­ленные против человечества такие действия, как рабство, пытки и лишение свободы.

Права человека являются всеобщими. Поэтому нарушение прав даже одной человеческой лич­ности рассматривается как нарушение прав всего человечества.

Права человека являются неделимыми. Мы не можем выбрать некоторые из них или отдать предпочтение любой группе прав человека, не нарушив саму суть прав человека. Важность эконо­мических и социальных прав том, что их осуществление является обязательным условием для выполнения всех прав человека. Развивающимся странам гораздо труднее добиться осуществления этих прав на фоне увеличивающегося разрыва между странами. Это увеличивает опасность нару­шений прав личности (гражданские права) и прав каждого человека самостоятельно решать свою судьбу и определять судьбу своей страны (политические права). Однако существует неразрывная связь между гражданскими и политическими правами с одной стороны, и экономическими и соци­альными правами - с другой. Все права человека являются взаимозависимыми. Каждое право отра­жает собой аспект ценности человеческой личности и ее достоинства.

Всеобщий характер прав человека и многообразие существующих культур ставит вопрос о куль­турных правах человека. Всеобщая декларация признает право людей участвовать в культурной жизни своей общины и страны. Обычаи и традиции оказывают влияние на мировоззрение человека, а взаимодействие культур обогащает и развивает культуру каждого народа. Культуры различны, но всем им присуще единое стремление выразить достоинство человека. Творческое разнообразие куль­тур не только делает наш мир богаче, но и помогает людям лучше понять и уважать достоинство друг друга, а значит, способствует осуществлению прав человека.

Гражданские права

Политические права

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Экономические и социальные права

Культурные права

 

 

Мы не можем требовать осуществления основных прав и свобод для себя, не осознавая, что другие люди обладают теми же правами и свободами. И никто не вправе решать, что одни права человека важнее, чем другие. Права человека — это универсальный сплав ценностей, идеалов и принципов, которые уважают все люди и все культуры.

 

Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за все в отве­те. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир.

 

Антуан де Сент-Экзюпери  (1900-1944 гг.)

 

Права человека - это не обещание счастья. Они не подменяют собой ни одну религию. Они не являются простым перечислением ценностей, к которым можно постоянно дописывать новый прин­цип, исходя из пристрастий, обычаев или уровня развития экономики. Новые права возникают из новых вызовов, с которыми сталкивается человечество. Сегодня - это гибнущая окружающая среда и генетическое наследие человечества. Поэтому каждый из нас и мы все вместе - в ответе за соблю­дение всех прав человека.

 

 

 

 

МИР - ДЕЛО КАЖДОГО

Организация Объединенных Наций

В двадцатом столетии мир продвигался к порядку, основой которого стала бы не военная мощь, а, международное право и справедливость. По окончании первой мировой войны народы Европы, потерявшие 15 миллионов человеческих жизней, заявили: "Нет войне!". В 1919 году была создана Лига Наций, которая столкнулась с большими трудностями с первых же дней своего существова­ния. Намерения человечества по защите мира не смогли увенчаться успехом. Начавшаяся 1 сентяб­ря 1939 года Вторая мировая война прекратила существование Лиги Наций и унесла более 50 мил­лионов человеческих жизней.

Впервые термин "Объединенные Нации" был предложен Президентом США Франклином Руз­вельтом и появился в Декларации Объединенных Наций, принятой 26 государствами 1 января 1942 года в Вашингтоне и направленной против гитлеровской Германии и ее союзников. Основные положе­ния межправительственной организации, которая смогла бы обеспечить защиту мира, разрабатыва­лись в течение 1943-44 годов. Конец Второй мировой войны ознаменовал создание Организации Объе­диненных Наций. 25 июня 1945 года в Сан-Франциско представителями 50 государств был подписан Устав новой Организации Объединенных Наций (ООН), который вступил в силу 24 октября того же года. Теперь 24 октября во всем мире празднуется как День Организации Объединенных Наций.

ЦЕЛИ ООН

1. Мир

Защищать мир во всем мире и предпринимать совместные эффективные меры для раз­решения конфликтов мирным путем

2. Дружеские взаимоотношения

Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа рав­ноправия и самоопределения народов

3. Положить конец нищете

Совместными усилиями положить конец нищете, болезням и неграмотности, поощрять и

развивать уважение к правам и основным свободам человека

4. Согласование усилий

Совместными усилиями положить конец нищете, болезням и неграмотности, поощрять и

развивать уважение к правам и основным свободам человека

(из Устава ООН, принятого 24 октября 1945 года)

 

В Уставе Организации Объединенных Наций народы выражают свою решимость избавить грядущие поколения от бедствий войны, несущей человечеству невыразимое горе. С этой целью они обязуются проявлять Терпимость и жить в мире, как добрые соседи, объединить свои силы для поддержания мира и безопасности и обеспечить, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах.

Республика Казахстан стала членом ООН в 1992 году. В 1999 году ООН объединяло 186 стран мира. Самым малонаселенным членом ООН является государство Палау, расположенное в Тихом Океане к востоку от Филиппин - всего 14 тысяч 700 человек. А самым многонаселенным государ­ством - Китайская Народная Республика - 1 миллиард 300 миллионов человек. Независимо от раз­меров и населения, каждая страна представлена в Генеральной Ассамблее ООН - ее руководящем органе - одним голосом.

Генеральная Ассамблея - главный консультативный орган ООН, международный форум для дебатов, где государства-члены ООН выражают свою точку зрения по тому или иному аспекту между­народного развития и конфликтным вопросам. Решения Генеральной Ассамблеи принимаются боль­шинством голосов, а принятие важнейших вопросов требует утверждения двумя третями делегатов.

Совет безопасности является постоянно действующим главным исполнительным органом ООН. На него возложена задача сохранения мира и всеобщей безопасности. Генеральный Секретарь ООН или любое государство могут обратиться в Совет Безопасности в случае возникновения проти­востояния или в случае угрозы миру.

Работой Секретариата руководит Генеральный Секретарь ООН. Он избирается сроком на пять лет и может быть переизбран. С 1945 года по настоящее время в ООН сменились семь Гене­ральных Секретарей:

1946-1953                 Трюгве Ли (Норвегия)

1953-1961                 Даг Хаммершельд (Швеция)

1961-1971             Ситу У Тан (Мьянма)

1971-1982             Курт Вальдхайм (Австрия)

1982 – 1991                      Хавьер Перес де Куэльяр (Перу)

1992-1997                 Бутрос Бутрос-Гали (Египет)

        1997-                   Кофи Аннан (Гана)

Более 40 различных органов, специализированных агентств, комиссий, фондов и программ раз­вития осуществляют деятельность ООН во всем мире. О многих из них вы уже слышали. Все они входят в "семью ООН", работу которой координирует Совет ООН по экономическим и социальным вопросам (ECOSOS). В состав Совета входят 54 страны, избираемые сроком на три года.

К широко известным программам ООН относятся такие, как Программа развития ООН (UNDP); Программа по охране окружающей среды (UNЕР); Детский фонд ООН (UNICEF); Фонд народо­населения ООН (UNFPA) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR).

В состав специализированных агентств ООН входят Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO); Всемирная организация здравоохране­ния (WHO); Международная организация труда (ILO); Всемирный банк (Международный банк реконструкции и развития - IBRD); Международный валютный фонд (IМР).

Первоначальные усилия Объединенных Наций по поддержанию мира, выражавшиеся в сохране­нии мира между государствами, все более и более трансформировались в мирное строительство, пре­дотвращение конфликтов и установление культуры мира. В основу стратегии строительства мира легли два документа - Повестка дня для мира и Повестка дня для развития. Они имеют важное значение для всех стран: и тех, где появляются конфликты, и стран переходного периода, которые могут использовать мирное строительство в целях устойчивого развития; и стран, находящихся на вершине богатства и могу­щества, "... которые должны ускорить процесс частичной демобилизации и оборонной конверсии".

Повестка дня для мира (определение)

• Превентивная дипломатия - это деятельность по предотвращению возникновения раз­ногласий между сторонами, перерастанию существующих разногласий в конфликты и ограничению распространения последних, когда они происходят.

• Установление мира - это деятельность по приведению враждующих сторон к соглашению путем мирных средств, указанных в Уставе Организации Объединенных Наций [Глава VI].

• Поддержание мира - это развертывание присутствия Организации Объединенных На­ций на месте до оговоренного времени при согласии всех вовлеченных сторон и, как правило, с участием военных и полицейских сил и гражданских служащих ООН. Поддер­жание мира - метод, который расширяет возможности как для предотвращения конфлик­та, так и для строительства мира.

• Строительство мира - деятельность по установлению и развитию структур, которые при­ведут к укреплению и упрочению мира, чтобы избежать повторения конфликта. Только постоянная совместная работа по разрешению основных экономических, социальных, куль­турных и гуманитарных проблем может создать прочную основу для достигнутого мира.

Поддержание мира имеет целью прекращение насилия и основывается на развертывании во­енных и полицейских сил Строительство мира является процессом, направленным на искоренение основных причин конфликта, и ставит мир на прочную основу, потому что делает упор на развитии внутреннего гражданского потенциала, укреплении демократии и местных органов власти.

Повестка дня для развития

 (выдержки относительно мира и развития)

• Развитие - это основное право человека. Развитие - наиболее безопасная основа мира.

• Пока идет война, никакое государство не имеет надежного мира. Невзирая на потреб­ность в нем, никакой человек не может достичь долгосрочного развития.

• Развитие не может легко проходить в обществах, где военные проблемы находятся в цен­тре жизни. Общества, в которых существенная часть экономики отдана военному произ­водству, неизбежно уменьшают перспективы своих граждан для развития. Отсутствие мира часто заставляет общества направлять более высокий процент своего бюджета военным, чем на нужды развития в здравоохранении, образовании и обеспечении жильем. Подготов­ка к войне поглощает огромные ресурсы и препятствует развитию социальных учреждений.

• Поиск корней конфликта идет наряду с немедленными постконфликтными действиями и восстановлением покалеченных войной обществ. Основные усилия должны быть на­правлены на причины, приведшие к конфликту. Поскольку причины конфликта разнооб­разны, должны быть разнообразны и средства их разрешения. Строительство мира со­здает культуру мира ...

Организация Объединенных Наций является сложной системой, в которой взаимодействуют са­мые различные учреждения. Смыслом существования ООН является укрепление взаимодействия куль­тур и, на основе этого, - развитие информации, диалога, взаимопонимания и сотрудничества среди народов мира. Основываясь на этом, Организация Объединенных Наций может переходить к созда­нию трех столпов глобальной цивилизации: культуры мира, культуры развития, культуры демократии.

 

Устойчивое развитие

Во второй половине нашего столетия человечество столкнулось с такими проблемами, от реше­ния которых зависит судьба и дальнейший прогресс цивилизации. Эти проблемы, касающиеся всего земного шара, получили название глобальных. К ним относят следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны; преодоление экологического кризиса; сокращение разрыва в экономическом развитии между "богатыми" и "бедными" странами; возрождение культурных и нравственных ценно­стей; борьба с международным терроризмом; стабилизация демографической ситуации; предотвра­щение распространения СПИДа.

Одними из причин появления глобальных проблем является возникновение всемирной общно­сти людей, целостность современного мира, которую обеспечивают транснациональные экономи­ческие связи, политические и культурные контакты, новейшие средства коммуникации. Не случайно, мир все чаще называют "большой деревней".

Другим фактором становится сама активная преобразующая деятельность человека, исполь­зующая мощнейшие средства науки и техники, которая сопоставима с самыми могучими силами природы. Вызвав могучие производительные силы, человек не всегда может поставить под контроль последствия их использования. Так случилось с атомной энергией.

Глобальные проблемы взаимосвязаны. Решение экологических проблем невозможно без лик­видации разрыва в экономическом развитии, а на обострение экономических и социальных проблем сказывается продолжающаяся гонка вооружений.

Вопрос о том, как обеспечить гармоничное равновесие между экономическим развитием и со­хранением природных ресурсов в течение последних десятилетий является предметом широких дис­куссий на мировом уровне.

В 1961 году ООН объявила начало Десятилетия развития (1961-1970 годы), в котором междуна­родное сообщество объединило свои усилия для оказания технической и финансовой помощи слабораз­витым странам, с тем, чтобы способствовать их экономическому развитию. Тогда полагали, что все общества будут развиваться одним и тем же путем, чтобы достичь равно высокого уровня доходов наро­дов во всех странах. Этот путь предусматривал модернизацию, индустриализацию и рост производства.

Так как усилия международного сообщества не приносили желаемых результатов, стало ясно, что приоритет экономики только частично отвечал потребностям развития, и следует принимать в расчет образовательные, социальные, культурные и политические факторы. Тогда стали говорить об интегрированном развитии. Вскоре было замечено, что международная помощь не оставляла сколько-нибудь заметного следа в развитии стран, если только страны не мобилизовали свой собственный внутренний потенциал и собственные ресурсы. Во всех остальных случаях эффектив­ность внешней помощи падала после прекращения ее оказания. Таким образом, был сделан вывод о том, что помощь только должна дать толчок процессу развития, реализовать который каждая страна должна своими собственными средствами, используя внутренние людские и природные ресурсы. Это получило название эндогенного развития.

В 1986 году Международная комиссия по окружающей среде и развитию в своем докладе "Наше общее будущее" предложила термин устойчивое развитие. Цель такого развития заключается в том, чтобы "способствовать гармонии между людьми, а также между человеком и природой". Это означает, что деятельность человека, направленная на развитие, должна щадить окружающую сре­ду во имя блага не только живущих, но и будущих поколений. По образным словам Федерико Майо­ра, "...необходимо внимательно смотреть за тем, чтобы экономика не подавила все остальное, что­бы технике в программах развития не отводилось главенствующего положения и чтобы человече­ство не погибло от собственных рук".

В 1992 году концепция устойчивого развития была дополнена идеей гуманитарного разви­тия, которое обеспечивает экономический рост и в то же время степень удовлетворения основных потребностей людей на основе таких новых критериев определения благосостояния, как образова­ние, демократия, справедливость и солидарность.

 

Терпимость

Наше поведение формируется благодаря знаниям о себе подобных, осведомленности об их жизни. По мере того, как возрастает численность живущих на Земле людей, образ поведения стано­вится все более важным. Мир, который считался огромным еще полвека назад, становится с каждым днем все меньше и меньше. Развитие средств связи, транспорта и колоссальный рост населения превращает мир в одну "большую деревню" и делает насущно необходимым умение жить вместе.

 

Чужак, с которым на протяжении веков воевали, от которого защищали свою террито­рию и богатствами которого старались завладеть, вызывает и поныне недоверие, отчуж­денность, враждебность и даже ненависть. Подобно дикому зверю, человека пугает, стра­шит, создает для него потенциальную, неуловимую, неопознанную, а, значит, пока еще неустранимую угрозу, все, чего он не знает. Каждый хотел бы, чтобы этот другой был бы его собственным отражением, повторением, более или менее близким ему, родственни­ком, а чужак своим отличием выводит нас из равновесия...

 

Филипп Ожье "Суверенный гражданин".

 

Различие культур приводит к тому, что жизнь разных народов весьма отличается друг от друга, однако эти внешние отличия никогда не затрагивают единых ценностей, лежащих в основе каждой человеческой культуры. Каждый человек, независимо от своего происхождения, социального поло­жения или образования, является частицей человечества. Это означает, что достоинство присуще каждому из нас, и оно должно признаваться и соблюдаться всеми людьми.

Терпимость по отношению к другим проявляется по-разному, но в основе лежит уважение прав других быть самими собой. Это играет важную роль для утверждения чувства собственного достоинства. Необхо­димость проявлять уважение и терпимость относится к числу универсальных человеческих ценностей, которые применимы ко всем возрастам и всем культурам. Проявление сострадания является основной ценностью общества, исповедующего терпимость. Лучше всего научить состраданию может тот, кто сам его проявляет. Способность к проявлению сочувствия часто проявляется в умении поставить себя на место другого. К числу тех, кто страдает от нетерпимости и нуждается в особом сочувствии, относятся беженцы.

Предубеждения против меньшинств, иммигрантов, представителей иной культуры служат осно­вой для дискриминации, этноцентризма и расизма со всеми сопутствующими последствиями недове­рия, угнетения и конфликта между культурами.

Нетерпимость — является симптомом, говорящим о потенциальной угрозе смертельно опасной социальной болезни — насилия. Насилие - это патология, которая требует мобилизации всех сил необходимых для защиты здоровья и благосостояния общества. Нужно уметь распознавать и немед­ленно реагировать на проявления нетерпимости.

Вот некоторые признаки нетерпимости, проявляющиеся в поведении:

предубеждение:

насмешки;

хамство;

осквернения и надругательства;

дискриминация;

социальное отторжение;

преследования;

запугивание;

изгнание;

репрессии;

уничтожение.

Проявления нетерпимости сразу заметны, особенно когда они ведут к нарушению прав челове­ка, ожесточению отношений между людьми и перерастанию в жестокий и, зачастую, смертный конф­ликт. Терпимость же непросто сделать объектом измерений и наблюдений. Это понятие, характери­зующее мировоззрение или состояние общества, позволяющее избегать насилия и принуждения. Без терпимости мир невозможен.

Ценность такого качества, как терпимость, заключается именно в том, что она налагает на лю­дей и общество чувство ответственности. Она указывает, что правительства не могут делать в отношении граждан и что граждане не должны делать в отношении друг друга. Такие ограничительные нормы являются тем минимальным уровнем уважения других, ниже которого люди и общество вста­ют на путь нетерпимости и нарушения прав человека.

Не исключено, что терпимость с трудом поддается характеристике еще и потому, что в разных языках она определяется по-разному, даже в официальных языках Организации Объединенных Наций:

Испанский язык

 

Tolerencia

 

Способность воспринимать идеи и мнения, отличные от сво­их собственных

 

Французский язык

 

Tolerance

 

Признак, состоящий в восприятии манеры других людей ду­мать и реагировать по-разному

 

Английский язык

 

Tolerance

 

Стремление воспринимать

 

Tolerate

 

Осуществлять, дозволять (на практике, в действиях, поведе­нии); разрешать (личности, религиозной группе, убеждениям) существовать без противодействия или ущемления; дозво­лять различия в религиозных воззрениях без дискриминации

 

Китайский язык

 

 

 

Позволять, допускать, проявлять великодушие в отноше­нии других

 

Арабский язык

 

"Тасамулг"

 

прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к дру­гим

 

Русский язык

 

 

 

Существуют два слова: толерантность и терпимость с оди­наковыми значениями. Толерантность (терпимость) - способ­ность, умение терпеть, выносить чужую боль, горе и т. п., мириться с чужим (мнением, характером и тому подобное), соглашаться с существованием чего-то или кого-то, быть снисходительным к чему-то или кому-то

 

Каждое из этих определений свидетельствует о различиях в акцентах, культуре, историческом подходе. При всем разнообразии эти определения охватывают изначальную суть терпимости: ува­жать права другого, право быть "иным", тем, кто он есть, воздерживаясь от причинения вреда, ибо вред для других означает вред для всех и для самого себя. В терпимости нашло свое отражение интуитивное восприятие единства и взаимозависимости человечества, а экологический век учит нас рассматривать единство и взаимозависимость как охватывающие все человечество и всю планетар­ную систему. Стало общепризнанным, что терпимость необходима не только для гражданского об­щества, но также и для самого выживания человечества.

В деле обеспечения терпимости зачастую сложнее всего преодолеть негативное восприятие дру­гих людей, а в конфликтных ситуациях восприятие "чужака". Нетерпимость основывается на предпо­сылке, что твоя этническая группа, твоя система убеждений, твой образ жизни стоят выше всех осталь­ных. Это чревато целым рядом последствий, начиная с элементарного отсутствия вежливости или пренебрежения к другим и кончая созданием таких изощренных социальных систем, как апартеид, или же умышленным уничтожением людей путем геноцида. Все такие проявления берут свою основу в от­рицании основополагающей ценности человеческой личности. Таким образом, признание и уважение человеческого достоинства не только является основой прав человека и их международных норм, но и главенствующей целью воспитания в духе терпимости. Одновременно - это основной стимул усилий по достижению мира, основная движущая сила демократических форм правления.

 

Я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и должностным лицам, отвечающим за образование на всех уровнях, к мэрам всех больших и малых городов и сед ко всем учителям, религиозным общинам, журналистам, ко всем родителям с призывом:

• воспитывайте наших детей и молодежь в духе открытости и понимания других народов, их многообразных культур и истории, в духе основополагающих принципов общности чело­вечества;

• обучайте их важному значению отказа от насилия и использования мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;

• прививайте грядущим поколениям чувство альтруизма, открытости и уважения к другим, солидарности и сопричастности, на основе духа незыблемости своей собственной самобыт­ности и способности к признанию множественности человеческого существования в различ­ных культурных и социальных контекстах.

Мирное будущее зависит от наших повседневных деяний и поступков. Так давайте возьмем на себя задачу укоренения духа терпимости в наших школах и общинах, в наших семьях и на рабочих местах и, прежде всего, в наших сердцах и душах.

Федерико Майор, Генеральный директор ЮНЕСКО

Гражданское общество

Долгое время понятия "общество" и "государство" рассматривались как синонимы. Однако по мере развития философской мысли, крепло убеждение в том, что общество нечто более широкое, чем государство, что есть сферы жизни общества, которые не регулируются государством. Новым шагом в развитии этого подхода стало понятие гражданского общества, которое впер­вые ввел выдающийся немецкий философ Георг Гегель (1770 - 1831). По его определению, это - "система всеобщей зависимости", в которой "пропитание и благо единичного лица и его правовое существование переплетены с пропитанием, благом и правом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены". Французский историк Франсуа Гизо (1787 - 1874) счи­тал, что отношение между государством и гражданским обществом есть отношение между влас­тью и индивидуальной свободой.

В подлинно гражданском обществе политическая свобода и демократия опираются на свобод­ный выбор людей и принятие ими ответственности за развитие страны. Это возможно лишь тогда, когда в стране не только существует широкий круг гражданских и социальных прав, но и глубоко укоренившиеся демократические ценности.

Важным условием гражданского общества является политический плюрализм - то есть много­образие общественной жизни, в которой находят свое место многочисленные политические партии, общественные организации, культурные движения устремления отдельных людей.

Сегодня очевидно стремление большинства крупных политических и общественных деятелей искать и находить подходы к решению крупных внутригосударственных и международных проблем на основе консенсуса - то есть общего согласия, взаимного стремления к достижению приемлемого для всех решения. А это предполагает выявление, обсуждение и признание всех существующих в обществе точек зрения. Так формируется гуманистическое мышление, которому чужды предвзятость и непримиримость.

Являясь сложной общественной структурой, гражданское общество в какой-то мере дополняет, а в какой-то и противостоит институтам власти, поскольку оно нацелено на совершенствование об­щественного устройства. Это не просто общность людей, приобщенных к общечеловеческим ценнос­тям, выработанным в ходе исторического развития цивилизации. В повседневной профессиональ­ной, культурной и общественной жизни каждый член общества должен нести свою долю ответствен­ности по отношению к другим и иметь возможность для активного участия.

Гражданское общество - это не мир безмолвия, когда мужчины и женщины безмолвствуют, по­тому что сделали такой выбор или были вынуждены молчать, а мир свободы, то есть справедливых законов - счастья, равенства и солидарности, мир, в котором все граждане достойны уважения и могут жить вместе и сообща пользоваться благами жизни.

Культура мира

Двадцатый век стал ярким свидетельством успехов человеческого гения в решении задач, ранее казавшихся непреодолимыми. Однако ускорение технического прогресса проходит на фоне усиливающейся деградации окружающей среды, бедности, перенаселенности, потоков беженцев, нетерпимости и все более и более неравному распределению мировых ресурсов. В преддверии нового тысячелетия миллионы людей испытывают лишения, болезни, неграмотность и нестабиль­ность. Другие миллионы людей стали заложниками бесконечно продолжающихся войн и насилия, которые уносят человеческие жизни, лишают семьи средств к существованию и останавливают человеческое развитие.

Человечество состоит из мыслящих людей, способных преобразовать угрозу и трудности в со­трудничество и развитие. Каждая человеческая нация всегда сплачивалась перед лицом опаснос­тей, угрожающих существованию народа. Когда-то мир определялся как отсутствие войны, но сегод­ня это понятие стало значительно шире. Оно включает не только отказ от насилия в отношениях между государствами, но и между различными группами людей внутри государств, между государ­ствами и их гражданами, между людьми и окружающей их природной средой. Возрастает уверен­ность в том, что культура войны, которая преобладала в мышлении цивилизаций прошлого, теперь может быть заменена культурой мира. В этой зарождающейся культуре люди стараются ответить на те вызовы, которые ставит война, исходя из присущих их культуре человеческих ценностей, обычаев и традиций, причем на всех уровнях - от местного до международного.

Цель культуры мира - создание мира, в котором высшей ценностью явля­ется богатое разнообразие и сотрудничество культур

С окончанием "холодной войны" угроза мировой войны и ядерного уничтожения отступила, со­здав условия для передачи огромных человеческих и экономических ресурсов от военного примене­ния - к использованию в гражданских целях. Подавляющее число государств теперь стало независи­мым, а в большинстве стран мира управляют демократические органы власти. Одновременно с ук­реплением мирных процессов все более активно формируется гражданское общество, объединяющее десятки тысяч неправительственных организаций, включая известные движения за разоружение, рав­ноправное и устойчивое развитие, охрану окружающей среды, соблюдение прав женщин и национальных меньшинств. Все эти социальные движения объединяет общее убеждение в том, что жизнь каждого человека зависит от всех людей, а всеобщее право на мирное и обеспеченное существование должно соблюдаться для нынешних и будущих поколений и для всей жизни на нашей планете. Старый образ мировоззрения, когда другие народы воспринимались как враги, а все ресурсы направлялись на вооружение и средства обороны, теперь воспринимается как препятствие желаемому международно­му сотрудничеству. Программа культуры мира была начата ЮНЕСКО в 1984 году для объединения различных общественных движений за мирное будущее. ЮНЕСКО сотрудничает с правительствен­ным и гражданским обществом в преобразовании культуры войны посредством методов укрепления мира и демократических процессов, способствующих продолжению диалога и сотрудничества.

 

Война - противовес всему сущему; война - первопричина всех бед и зол, бездонный океан, поглощающий все без различия. Из-за войн все цвету­щее загнивает, все здоровое гибнет, все прочное рушится, все пре­красное и полезное уничтожается, все сладкое становится горьким.

 

 

Эразм Роттердамский (1469 - 1536)

 

Культура мира состоит из ценностей, отношений и способов поведения, основанных на отка­зе от насилия и уважении к основным правам и свободам людей. Эти права были закреплены во Всеобщей декларации прав человека, полный текст которых дается в Приложении этой книги. Культура мира оценивает мощь государства не по числу пушек, а степенью развития диалога и сотрудничества в обществе. Она поощряет государства, которые защищают права слабых, на­пример, детей, инвалидов, пожилых и социально обездоленных.

Хотя основополагающие принципы культура мира ясны, ее концепция является сложной, на­ходящейся в постоянном развитии. Это подобно течению большой реки, в которую вливаются раз­нообразные потоки, происходящие от различных традиций, культур, языков, религий и политичес­ких взглядов. Ее целью является создание мира, в котором это богатое разнообразие культур сосуществует в атмосфере понимания, терпимости и сотрудничества. Люди становятся членами единого мирового сообщества, которое не подменяет, но объединяет другие общности - пола, семьи, общины, этнической группы, гражданства и т.д.

Для развития культуры мира необходимо полноправное участие женщин. Монополизация войны мужчинами привела к отстранению женщин от власти. Но навыки женщин в общении, сотрудничестве и сплоченности, также как их многовековой опыт рождения и воспитания следующих поколений и управ­ления неформальным хозяйством, являются весьма существенными для становления культуры мира.

Культура мира - это комплекс общечеловеческих ценностей, отношений и по­ведении, основанных на отказе от насилия и уважении основных прав и сво­бод, понимании, терпимости и сплоченности, полноправном участии женщин и свободе обмена информацией

Культура мира характеризуется свободой обмена информацией. Тайны, ограничения потока информации, исключительное использование знаний для извлечения прибыли и сохранения власти были частью культуры, в которой "чужой" рассматривался как объект для эксплуатации или потенци­альный враг.

Культура мира не может быть привнесена. Это - процесс, который исходит из убеждений и поступков людей и развивается по-разному в каждой стране и регионе, в зависимости от их исто­рии, культуры и традиции. Как сказал один старый крестьянин в Мозамбике: "Можно принести культуру войны в самолете и привезти гуманитарную помощь в грузовике, но нельзя принести культуру мира, потому что это - дерево, корни которого глубоко залегают в нашей земле". Это - долгосрочный процесс, который необходимо растить и лелеять.

Культура мира не может быть определена просто как отсутствие конфликта. В разнообразном и сложном мире конфликт будет всегда частью жизни. Вместо боязни конфликта мы должны учиться оценивать и укреплять положительные ненасильственные аспекты культуры мира, такие как твор­ческий потенциал и восстановление справедливости. Как было заявлено Исполнительным советом ЮНЕСКО при открытии Программы Культуры Мира в 1992 году: "Конфликты неизбежны ... и они могут даже иметь выгодные стороны в новшествах и действиях, утверждениях и отказах. Но выгоды будут зависеть от нашей способности управлять конфликтами, справедливо разрешать их и предот­вращать их сильные разрушительные проявления".

Культура мира может процветать только в среде, где война была устранена и ее цели заменены целями мирного развития. Создание такой культуры - широкомасштабная и многомерная программа.

Экономическая безопасность и развитие лежат в основе процесса. Исторические исследо­вания свидетельствуют, что вначале войны, вероятно, служили последним средством для обществ, которые сталкивались с голодом вследствие засухи или других естественных бедствий. При таких условиях возможность ограбить запасы продовольствия соседних стран была более приемлема, чем принять смерть от голода. Мир может только тогда быть твердым, когда люди свободны от страха голода. Современный мир имеет достаточные ресурсы, чтобы накормить каждого человека. Хотя мир еще не достиг этой цели, но препятствием служат не технологические причины, а разделение общества на богатых и бедных.

Поскольку война, нищета и уязвимость тесно связаны, предпринимаемые различные инициати­вы для культуры мира должны быть связаны с самостоятельным равноправным и устойчивым разви­тием внутри общества. Если развитие не самостоятельно, оно может подорвать культурное и эконо­мическое содержание жизни людей. Если оно не равноправно, то оно может усилить несправедли­вость, что приведет к мощному конфликту. Если оно не является устойчивым, то оно способно подо­рвать природный и человеческий потенциал общества или привести к такому приросту населения, который опережает производительную способность общества.

Политическая безопасность и демократия обеспечиваются посредством институтов вла­сти и внедрения образа действий, направленного на снижение конфликтности. Это свойство, обыден­ное в повседневном общении людей, на социальном уровне разрушает целостность и эффективную организацию общества. В прошлом политическая безопасность полностью являлась заложницей государственного устройства, причем право силы всегда было решающим аргументом. По мере раз­вития культуры мира, политическая безопасность все более и более обеспечивается системами об­щественной демократии. В этих системах конфликт меньше разрешается насильственными метода­ми и больше через участие общественности, диалог, посредничество и компромисс.

Военная безопасность также была одним из приоритетов прошлого, когда мир походил на вооруженный лагерь, а каждая страна напряженно следила за развитием своих вооруженных сил чтобы защитить себя. Такая обстановка усиливает страх и подозрения и резко увеличивает разру­шительный потенциал. По мере развития культуры мира международные и неправительственные организации облегчают взаимный диалог и сотрудничество между нациями и народами, что позво­ляет не делать основную ставку на военную мощь и предпринять шаги к разоружению.

Устранению войны будет способствовать сопоставление издержек и выгод мирного суще­ствования. Такой анализ важен, потому что война всегда в значительной степени обуславливалась выгодой, и не только для победителей, но и для торговцев оружием и военными материалами. Для успеха культуры мира необходимо выработать стимулы, создающие выгодные альтернативы наси­лию. Конверсия и торговля будут играть большую роль в процессе обеспечения ресурсов для про­грамм человеческого развития и укрепления экономической и политической безопасности.

Солидарность и смелость должны стать такой же неотъемлемой частью культуры мира, ка­кой они всегда были для культуры войны. Столетие назад философ и психолог Уильям Джеймс утверждал, что война не исчезнет до тех пор, пока не будет найдена замена таких важных психологи­ческих потребностей, как товарищество, верность и храбрость. Война с успехом использует эти каче­ства против врага. Культура мира может удовлетворять эти психологические потребности также хо­рошо в совместной борьбе против общих угроз.

Отказ от насилия, проповедуемый Махатмой Ганди и Мартином Лютером Кингом, также являет­ся не пассивным, а деятельным. Он требует большой храбрости и силы, используемой в борьбе против несправедливости. Кроме того, культура войны прежде всего активизирует молодых людей, а культура мира обеспечивает дело каждому - мужчинам и женщинам, молодым и пожилым.

Программа культуры мира состоит из следующих частей:

1) образование на службе мира, права человека, демократия, международное согласие и тер­пимость;

2) содействие соблюдению прав человека и демократии и борьбе против дискриминации;

3) культурный плюрализм и диалог между культурами;

4) предотвращение конфликтов и организация мирной жизни после урегулирования конфликтов.

Таким образом, культура мира - это комплекс общечеловеческих ценностей и этических принципов, основанных на отказе от насилия; терпимость и сплоченность, готовность разделить трудно­сти, а также уважение к другой культуре и моральным ценностям.

Культура мира не только имеет глубокие корни в Уставе ЮНЕСКО. Она сочетает в себе общечеловеческие ценности, отношения, традиции, обычаи и поведение людей. Культура мира основана на широком видении мира, она тесно связана с усилиями по предотвращению вооружен­ных столкновений и конфликтов, строительству мира, обеспечению всеобщего уважения прав человека и дальнейшему развитию демократии. Она изначально требует активности, инициа­тивы и творческого подхода. Будучи глобальной стратегией, она открыта для всех и преследу­ет определенную цель сделать культуру мира неотделимой от культуры в целом в сердцах и умах людей.