В.Б. Калинин,
сопредседатель Комиссии по экологическому образованию
Комитета по экологии при Государственной Думе Российской Федерации, директор ассоциации "Экологическое образование" – АсЭкО, главный редактор журнала "Вестник АсЭкО"

Концептуальные основы образования для устойчивого развития

Опубликовано в сборнике:
Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения" // Вып. XIII. – М.: Изд-во МГИДА, 2002.

Введение

Становление образования, обеспечивающих возможность участия каждого человека в решении и предупреждении социальных, экономических, экологических проблем относится к числу основных задач, стоящих перед мировым сообществом. Эта задача была предметом обсуждения на Всемирной встрече на высшем уровне по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. После Всемирной встречи получила широкое распространение концепция устойчивого развития – стратегия улучшения качества жизни людей в пределах несущей емкости поддерживающих экосистем. Основные шаги, которые необходимо предпринять на глобальном уровне на пути достижения устойчивого развития, сформулированы в "Повестке 21" – одном из итоговых документов Встречи.

Государства, регионы, города разрабатывают собственные повестки 21 – программы реализации устойчивого развития на национальном (федеральном), региональном, муниципальном уровнях. Логическим продолжением этого процесса становится разработка и реализация повестки 21 для учебных заведений, что дает возможность преподавателям определить свое место в общем процессе и разработать междисциплинарные учебные курсы, охватывающие всю совокупность проблем, стоящих перед обществом, а учащимся на практике освоить принципы устойчивого развития.

Концептуальные основы образования для устойчивого развития разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (1992, в редакции от 13.01.96), Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996), Национальной доктриной образования в Российской Федерации (2000), Экологической доктриной Российской Федерации (2002). Разработка осуществлена при поддержке Фонда развития Программы партнерств в некоммерческом секторе Правительства Великобритании.

Цель

В широком смысле основная цель образования для устойчивого развития состоит в содействии становлению всесторонне образованной социально активной личности, понимающей новые явления и процессы общественной жизни, владеющей системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, обеспечивающих готовность к социально-ответственной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире.

Образование для устойчивого развития призвано:

содействовать распространению знаний об окружающей среде и ее состоянии;
предоставлять критерии, стандарты, рекомендации по принятию решений в сфере охраны окружающей среды и комплексном решения социальных, экономических экологических проблем;
демонстрировать возможности развития экономики при сохранении окружающей природной среды;
повышать значимость экологических традиций и экологически целесообразных приемов хозяйствования разных народов для воспитания бережного отношения к природно-культурному наследию;
способствовать личностному росту, саморазвитию, самореализации, самоактуализации учащихся;
предоставлять возможности для становления:

бережного отношения к людям, природе, культурным ценностям;
активной гражданской позиции;
ценностной ориентации и эколого-гуманистической картины мира, основанных на этике ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, ныне живущие и будущие поколения людей.

В более специфическом аспекте цель образования для устойчивого развития – содействие приобретению знаний, навыков, опыта, развитию творческих способностей, самореализации, становлению личности учащихся в процессе комплексного решения и предупреждения социальных, экономических, экологических проблем для повышения качества жизни ныне живущих и будущих поколений на основе устойчивого развития.

Основным механизмом решения проблем и реализации устойчивого развития служит учет потребностей и взаимодействие всех секторов общества: государственных органов, производственно-предпринимательских структур, населения региона, в котором реализуется план устойчивого развития.

Программные области, задачи

Программные области образования для устойчивого развития определены "Повесткой 21" (глава 36):

1) переориентация образования на реализацию устойчивого развития;
2) практическая подготовка всех слоев общества в области устойчивого управления территориями, ресурсами, отраслями хозяйства;
3) дальнейшее совершенствование базового образования;
4) повышение осведомленности общества в вопросах состояния окружающей среды, осознание того, что каждый член общества может сделать для ее благополучия;
5) обеспечение понимания широкой общественностью принципов и перспектив реализации устойчивого развития.

Более общие теоретико-мировоззренческие задачи – создание условий для достижения понимания:

основ взаимодействия природы и общества на современном этапе, значения охраны окружающей среды, ценности природных ресурсов, необходимости ресурсосбережения и рационального природопользования, подходов к проблеме устойчивого развития в глобальном, региональном, местном масштабах;
особенностей и динамики основных происходящих в мире, России, регионе, местном сообществе процессов, взаимосвязи их экономических, социальных, экологических аспектов;
комплексности характера (социального, экономического, экологического) и причин проблем стоящих перед мировым сообществом, государствами, регионами, местными сообществами.

Прикладные задачи – создание условий для овладения умениями и навыками:

анализировать и обобщать социальную, экономическую, экологическую информацию, получать и передавать информацию с применением современных информационных технологий (электронная почта и Интернет);
сотрудничества и коммуникации для эффективного взаимодействия со всеми участниками реализации концепции устойчивого развития;
прогнозирования и моделирования процессов, связанных с устойчивостью развития социо-эколого-экономических систем;
эффективного принятия решений;
вести наблюдения и исследования на местности, касающиеся природных и социально-экономических явлений и процессов;
применять знания по устойчивому развитию в повседневной производственной и бытовой деятельности, включая правила поведения в окружающей среде, адаптацию к условиям территории проживания, оценку хозяйственной и экологической обстановки в своей местности;
критически оценивать информацию, обоснованно анализировать источники общественной мысли, применять знания в новой ситуации, реализовать свое право на свободный выбор мнений и убеждений,

а также побудить людей к действиям, направленным на устойчивое развитие социо-эколого-экономических систем.

Образование для устойчивого развития призвано ответить на вопрос: что должны знать и уметь учащиеся к тому времени, как они окончат школу, колледж, университет, какие знания и навыки надо приобрести взрослым, чтобы быть максимально полезными для повышения качества жизни и решения проблем своего сообщества, включая гармонизацию отношений общества и природы?

Результаты, ценностные основания

Основной результат образования для устойчивого развития представляет осознанная социально значимая деятельность, направленная на гармонизацию отношений с окружающей средой. Ближайшим результатом образования для устойчивого развития должно стать понимание необходимости не только экологических, но и социально-экономических перемен управления хозяйством (в масштабе мирового сообщества, отдельных государств, регионов, населенных пунктов, организаций и учебных заведений), строго соответствующих экологическим требованиям.

Любая экологическая проблема имеет социальные и экономические причины. Иначе говоря, в основе любой экологической проблемы лежат конфликты между людьми (представителями государственных, предпринимательских и гражданских структур общества), конфликты экономических интересов. С другой стороны, экологические проблемы способно решить только общество в лице сотрудничающих представителей всех его секторов и именно экономические рычаги представляют собой основные инструменты комплексного решения проблем.

Отдаленный результат – реализация аксиологического основания образования для устойчивого развития – постматериальных ценностей (характеризующих общество, способное придти на смену обществу потребления), в числе которых:

гуманизм;
свобода;
творчество;
нравственность;
ориентация на диалог и сотрудничество (а не власть, статус и иерархию);
профессионализм;
самореализация;
качество жизни;
понимание своей роли в природе и ответственности за ее восстановление и сохранение для будущих поколений.

Таким образом, образование для устойчивого развития строится с ориентацией на черты постматериальной цивилизации:

снижение роли материального производства;
развитие секторов производства, создающих услуги и информацию;
повышение роли знания и большая гибкость системы образования, соответствующая обществу, оперативно реагирующему на изменения в окружающей среде и соответственно изменяющему систему управления.

Научные основы, фундаментальные и прикладные знания, содержание образования

Концепция устойчивого развития представляет собой современный этап развития теории взаимодействия природы и общества, центральное место в которой занимает вопрос о соотношении антропоцентрического и экоцентрического подходов. Основу современного экологического мировоззрения составляет представление о взаимодополнении, взаимоуравновешивании антропоцентризма и экоцентризма что и нашло воплощение в концепции устойчивого развития.

Основы устойчивости (закономерности и механизмы управления кризисами и процессами развития, переходов в устойчивые состояния) рассматривают в частности, кибернетика, общая теория систем, теория самоорганизации.

Этические основы образования для устойчивого развития составляет экологическая этика, включающая ответственность не только за людей и окружающую среду, но и за будущие, еще не рожденные, поколения, которые тоже имеют право на полноценную окружающую среду как основу для своего свободного развития.

В вопросе соотношения фундаментальных и прикладных знаний концепция образования для устойчивого развития базируется на двух положениях.

1. Необходимость сохранения традиционной для отечественной школы ориентации учащихся на приобретение фундаментальных знаний, составляющих научную основу миропонимания. В этой связи концепция предполагает знакомство учащихся с современными достижениями науки, с ее методами исследований и языком. Образование для устойчивого развития основывается на развитии таких сквозных направлений современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать становлению общей культуры молодого поколения в соответствии с государственными образовательными стандартами.

2. Образование для устойчивого развития представляет собой одну из основ практической повседневной жизни. Отсюда следует необходимость акцента на содействие формированию прикладных знаний, умений, навыков, повышению компетенции учащихся в вопросах управления сложными системами.

Основной потенциал концепции устойчивого развития – в политике и практике применения. Образование для устойчивого развития призвано предлагать учащимся не только и не столько теорию, сколько:

понятие о перспективе реализации концепции;
учет потребностей местных сообществ, необходимых для обеспечения их устойчивости и уменьшения воздействия каждого человека и общества в целом на окружающую природную среду;
навыки и опыт убеждения и вовлечения в процесс принятия решений большинства представителей местных сообществ (в соответствии с развитием местного самоуправления);
условия для становления постматериальной системы ценностей, основанные на осознанном ограничении потребностей, ориентация не на количественный рост, а качественное развитие.

Предмет изучения составляют условия устойчивости социо-эколого-экономических систем, сбалансированное планирование и устойчивое управление территориальными образованиями, ресурсами, отраслями хозяйства.

Содержание образования для устойчивого развития определяется в соответствии с социальными, экономическими и экологическими целями устойчивого развития в трех аспектах:

социальном – образование в области прав человека, конфликтологии, обеспечения безопасности жизни, этнографии, антропологии, акмеологии (развитие социальной активности, поведение в экстремальных ситуациях, учет местных традиций и особенностей ведения хозяйства, ценностная ориентация, повышение качества жизни);
экономическом – содействие формированию императива устойчивого развития в управлении экономикой (ресурсосбережение и восстановление ресурсов, рассчитанное на длительную перспективу устойчивое управление территориями, ресурсами, отраслями хозяйства);
экологическом (сохранение целостности экосистем, несущей способности биосферы, биоразнообразия, качества окружающей среды).

Поскольку устойчивое развитие – комплексная естественнонаучная, социальная и экономическая задача, междисциплинарность в контексте образования для устойчивого развития понимается в самом широком смысле как взаимодействие социальных, экономических и естественнонаучных знаний.

Педагогические подходы и методы

Научно-методической основой образования для устойчивого развития служат:

метод приоритета нравственных ценностей, призванный обеспечить готовность к моральному выбору с экологически и социально обоснованных позиций как предпосылку социальной трансформации;
обучение через опыт и сотрудничество;
проблемное обучение;
учет различий в стилях познания – в индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире (аудиальный, визуальный, кинестетический);
развитие навыков стратегического и индикативного планирования, стратегического маркетинга (как метода учета разнородных потребностей всех секторов общества, различных социальных групп);
получение опыта управления проектами – социально-значимыми, практически ориентированными, технологичными (легко воспроизводимыми), ставящими целью достижение измеримых положительных изменений состояния социо-природно-экономических систем; системы соци-ально-значимых проектов могут осуществляться как через личные повестки 21 (реализация принципа "начни с себя"), так и через повестки 21 для учебных заведений, рассматриваемых как социальные, культурные, информационные, спортивные центры местных сообществ.

Необходимость оперативной переквалификации и повышения квалификации специалистов в области устойчивого развития определяет необходимость применения тренингов как наиболее эффективной формы краткосрочного обучения. Требования высокой эффективности образования для устойчивого развития, личностной ориентации, сотрудничества при решении комплексных проблем определяют необходимость применения широкого спектра интерактивных методов.

Ведущее место в учебном процессе занимает общение учащихся между собой и с учителем, основанное на субъект-субъектных отношениях, предполагающих большее внимание к личности ученика, а не к целям учителя, равноправное взаимодействие ученика и преподавателя. В образовательном плане концепция устойчивого развития способна оказать помощь учащимся в адаптации и подготовке к переменам, содействии формированию навыков оперативного и эффективного решения проблем в быстроменяющемся мире.

Главная функция, определяющая роль учителя, – фасилитация – тип лидерства, основанный на совместной деятельности учеников и учителя, направленной на достижение общей образовательной цели. Соответствие образовательных задач, направленных на достижение цели образования для устойчивого развития, и методических подходов (и методов) приведено в табл.

Условия, в которых осуществляется образовательный процесс, призваны способствовать не только лучшему усвоению учебного материала, но и личностному росту учащихся (проявлению личностных качеств, творческих способностей, стремления к знаниям, сотрудничеству в достижении цели, активизации мышления, социальной активности). Создается лишенный духа соперничества, конкуренции (что не отрицает ее значения для становления и развития личности), агрессивности, доверительный психологический климат, в основе которого взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество. Создается гуманистическая образовательная среда – среда для построения собственного "Я", самоактуализации.

Мотивация в процессе образования рассматривается не только как условие становления осознанного сбалансированного социально, экономически и экологически оправданного поведения, но и как фактор, способный сделать проблемы и условия развития современного общества личностно значимыми для учащихся.

Педагогические подходы и методы, направленные на достижение цели образования для устойчивого развития

Образовательная задача

Подход / метод

Содействие комплексному (эмоциональному и рациональному) восприятию природы, синтезу естественнонаучных, социальных, экономических знаний и на этой основе – проявлению способностей учащегося, духовному становлению, гармонизации его личности (включая общение с природой), целостному восприятию картины мира, осознанию проблем, стоящих перед обществом и их комплексного характера

Интегрирующий (холистический) подход. Учет различий в стилях познания

Содействие наиболее полному удовлетворению познавательных и творческих потребностей, самореализации учащихся

Фасилитационный подход

Содействие развитию навыков решения проблемных задач, самостоятельного поиска знаний и обретения опыта их использования в повседневной жизни

Проблемное обучение

Содействие более глубокому пониманию учебного материала, развитию навыков решения комплексных, в том числе социальных, экономических, экологических задач на основе обучения через опыт

Интерактивное обучение

Содействие развитию способности воспринимать чужую точку зрения, навыков сотрудничества и разрешения конфликтов при совместном решении проблем

Обучение через сотрудничество

Содействие становлению экологического сознания, создание условий для построения на основе экологической этики и постматериальных ценностей индивидуальной шкалы нравственных установок, выработке неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия социальных, экономических, экологических проблем, самостоятельного критического мышления, умения вырабатывать и отстаивать свою точку зрения в сложных ситуациях, требующих принятия нравственно-обоснованных решений

Метод приоритета нравственных ценностей

Теоретические, методические, справочные, информационные материалы, учебные программы и проекты в области образования для устойчивого развития основываются на принципах:

учета отечественного и мирового опыта, тенденций, результатов исследований в области методологии, методики и состояния развития общего образования и образования для устойчивого развития;
гуманистической психологии;
учета многообразия культурно-философских идей и концепций;
междисциплинарности и сотрудничества учителей разных специальностей и регионов;
учета индивидуальных особенностей, потребностей и жизненного опыта учителей и учащихся

и способствуют развитию навыков:

выявления проблемных ситуаций, определения целей и постановки задач (стратегического планирования);
критического мышления, самостоятельного поиска знаний и обретению опыта их использования в повседневной жизни;
убедительно отстаивать свою точку зрения в сложных ситуациях;
сотрудничества, разрешения конфликтов, способности воспринимать чужую позицию;
решения комплексных, в том числе социальных, экономических экологических задач с учетом правовых аспектов;
распространения информации, вовлечения общественности в решение проблем местных сообществ;

а также:

развитию конструктивно-оптимистического отношения к решению стоящих перед обществом проблем;
выработке основанной на принципах экологической этики и постматериальных ценностях индивидуальной жизненной позиции;
духовному становлению учащихся, гармонизации личности;
целостному восприятию эколого-гуманистической картины мира картины мира и места в нем человека.

Основные принципы

Содержание и методы образования для устойчивого развития базируются на ключевых принципах концепции устойчивого развития, определяемых задачей преодоления кризиса управления:

принципе устойчивости (использование природных ресурсов без снижения биоразнообразия и подрыва регенеративных способностей природы как в локальном, так и в глобальном масштабах); – таким образом, учебные курсы призваны давать понятие о том, как следует действовать на всех уровнях: от бытового до политического, чтобы уменьшить антропогенную нагрузку на окружающую среду и связанный с этим риск;
принципе упреждения, предосторожности (отсутствие достоверных знаний о последствиях действий в отношении окружающей природной среды учитывается на всех уровнях планирования и не допускается действий, ведущих к деградации окружающей среды); для реализации принципа упреждения уровень образования должен опережать текущие потребности общества (опережающее образование, инструментами которого служат выявление тенденций развития, будущих потребностей и приоритетов развития национальных и местных сообществ на основе прогностики, разработки и анализа сценариев развития).

Коренное отличие планирования в контексте устойчивого развития от планирования, пытавшегося заставить перестраиваться окружающую природную среду под потребности человека – своевременно реагировать на отклонение параметров (воздействие) окружающей среды изменениями социально-экономической системы, что должно находить отражение в учебных курсах.

Образование для устойчивого развития должно приводить к становлению склада мышления, при котором все социально-экономические и социально-экологические процессы и явления рассматриваются с учетом принципов устойчивости и предосторожности. Оценка действительности под таким углом зрения должна находить воплощение в поступках, социальных стратегиях и проектах их реализации.

Неотъемлемые принципы образования для устойчивого развития:

приоритетность как системообразующий фактор системы образования в целом;
непрерывность;
всеобщность и доступность.

Заключение

Образование для устойчивого развития может быть реализовано в виде учебных курсов либо их компонент, однако, наиболее целесообразна переориентация всей системы образования. Концепция устойчивого развития способна играть роль "зонтика" для различных отраслей знания, системообразующего фактора в системе образования, ориентированного на решение существующих и предупреждение новых социальных, экономических, экологических проблем.

Образование для устойчивого развития представляет собой межпредметную область знания (включающую естественнонаучные, социальные, экономические дисциплины, системные науки) и, с другой стороны, – процесс обучения, воспитания, саморазвития, самореализации, самоактуализации, ориентированный на содействие становлению независимо, критически мыслящих, духовно состоятельных, социально активных граждан, основывающихся в своих действиях на принципах экологической этики и постматериальных ценностях, стремящихся к получению знаний об окружающей среде, проявляющих заботу о ее состоянии, лично и в сотрудничестве содействующих решению существующих и предупреждению новых социальных, экономических, экологических проблем.